Вяжущее для дорожного строительства
Изобретение относится к дорожностроительным материалам и может быть использовано при строительстве дорог и защиты от пылеобразования карьерных автодорог. Цель изобретения - увеличение глубины пропитки, повышение прочности и снижение запыленности .дорожных покрытий. Вяжущее для дорожного строительства содержит, мас.%: сланцевую смолу термоокисленный продукт конденсации сланцевой смолы с формальдегидом в щелочной среде 4-6 и ароматические углеводороды процесса переработки сланцевого и нефтяного сырья с температурой кипения 110-260 С или сольвентную фракцию от разделения пиролизных смол ректификацией с температурой кипения 110- 210°С 1-2. Глубина пропитки за 1 сут при расходе вяжущего 3,5 л/м2 84 мм. Прочность при сжатии через 8 сут 1,4 МПа, через 15 сут - 1,62 МПа. Запыленность на дорогах через 3 0,7-1,1 мг/м5 через 60 сут 0,8 - 1 ,2 мг/мэ. 4 табл. (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ пО изОБРетениям и ОткРытиям
ПРИ ГКНТ СССР (21) 446281 2/33 (22) !9,07.88 .(46) 30.03.91. Бюл. У 12 (71) Сланцехимический завод "Кивиыли" и Курский политехнический институт (72) К.З.Кийс, Э.F.Âààñ, М.И,Рудник, В,И.Тищенко, А,Т.Калашников, А.И.Ночевкин и И.С.Войтенко (53) 691.16(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 554274, кл. С 08 L 95/00, 1976.
Мищенко Н,Ф. и др, Химическое укрепление грунтов в аэродорожном и дорожном строительстве. М.: Транспорт, 1967, с.18 †!9.
i(54) ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО CTPOHTEJIbCTBA (57) Изобретение относится к дорожностроительным материалам и может быть использовано при строительстве дорог и защиты от пылеобразования карьерных
Изобретение относится к дорожностроительным материалам и может быть использовано при строительстве дорог и защиты от пылеобразования карьерных автодорог.
Цель изобретения — увеличение глубины пропитки, повышение прочности и снижение запыленности дорожных покры- тий.
Изобретение осуществляется следующим образом.
Термоокислительный продукт конденсации сланцевой смолы с формальдегидом в щелочной среде нагревают до 80„„SU„„1638144 А 1 (gg)g С 08 !. 95/00, С 04 В 26/26
2 автодорог. Цель изобретения — увелй чение глубины пропитки, повышение прочности и снижение запыленности,дорожных покрытий. Вяжущее для дорожного строительства содержит, мас.X: сланцевую смолу 92=95; термоокисленный продукт конденсации .сланцевой, смолы с формальдегидом в щелочной среде 4-6 и ароматические углеводороды процесса переработки сланцевого и нефтяного сырья с температурой кипения 110-260 С или сольвентную фракцию от разделения пиролизных смол ректифи <ацией с температурой кипения 110210 r. 1-2. Глубина пропитки эа 1 сут при расходе вяжущего 3 5 л/м 84 мм.
Прочность при сжатии через 8 сут
1,4 MIIa, через 15 сут — 1,62 МПа. Запыленность на дорогах через 3 сут
0,7-1,1 мг/м через 60 сут 0,8
1,2 мг/м . 4 табл.
110 С и смешивают с ароматическими углеводородами при постоянном переме=шивании. Полученную смесь при 15о
60 С вводят в сланцевую смолу.
Термоокислительный продукт конденсации сланцевой смолы с формальдегидом — сланцевую конденсационную смолу получают путем конденсации сланцевой смолы плотностью при 20 С от
0,96 до 1,02 г/см и условной вязкос9
° тью при 75 С 1,5-2,0 град с формальдегидом (37X-ный водный раствор формалина) в щелочной среде (10X-ный водный раствор едкого натра) при обь1638144
Продолжение табл,!, г
Выкипает до 200
250
300
350
Парафины, олефины, нафтены
10-14
Ароматические углеводороды
29-33
24-28
Фенолы,,Нейтральные кислородные соединения
28-31
Элементный состав, 7
83,0 углерод водород
Таблица 1
9,7
Показатели
Предлагаемая смола
25 кислород + азот
6,3
1,0
r0,3 сера
Зольность, Ж, не
Содержание воды, У. не более
Вязкость при
50 С, F, 6-1 1
Фракционный состав, об.Ж н.к., при температуре, С
130
Таблица 2
Пример (г 1 >
Составные компоненты, мас.2
Сланцевая смола:
BY 75 С 0>96
BY 75 С
),02 вязкостью
1 > 5 4го
95
92 вязкостью
2 4го
95 95
93,5
92
Сланцевая конден.сацнонная смола с . температурой разО мягчення> С:
75 емном соотношении смолы, формалина и водного раствора щелочи равном 100:
:7,2:0,2 соответственно при постепенном повышении температуры реакционной смеси в течение 2-3 ч от 65 до 100 С с последующим повьппением температуры до 140-150 С и полимеризацией, термобитуминизацией и окислением смолы кислородом воздуха до достижения темпера.10 туры размягчения получаемой смолы по "кольцу и шару" равной 65-75 С. Состав получаемой смолы следующий: мас.й: углерод 85,74, водород 9,04, кисло-. род 4,38, сера 0,62, азот 0,22. При температуре 140-150 С смола жидкая.
Сланцевую смолу используют средней фракции плотностью 0,96-1,02 г/см и . условной вязкостью при 75 С 1,5-2,0
>градусов. Химический состав и свойст- 20 ва смолы приведены в табл.1.
Плотность d 0,98-1,02
Молекулярная масса 280
Температура вспышки по Мартенс-Пенскому, С 60-70
В качестве ароматических углеводородов используют ароматические углеводороды процесса переработки сланце вого и нефтяного сырья с т.кип,110,260 С, растворитель "К", сольвентную фракцию от разделения пиролизных смол ректификацией с т.кип. 110-210 С, Примеры .конкретного выполнения вяжущего и свойства его приведены в табл.2 и 3.
1638144
Продолжение табл. 2
Пример
Составные компоиенты, мас>Х
1 j ° 1
I i
Рвстворитель "K" с температурой кипения,"С:
110-2)0
130-260
Фракция сольвент" нвя с температурой кипения, С
110-210
Таблица 3
Примеры
)> > J> (> $i > (Показатели
J г
9 условие>г вязкость по BY при 75 С, град
I 76 1,72
I,86
1,59
2,01 1,56
),65 1,99
1,63
0,18 0,17 0,18 0,16
Содернаиие золы, мас.Х
0,15
0,15 0,16
0>18
0,15
Расход препарата, кг!м
3,5 3,8
3,6
4,1 4,0 . 3,9.
3,9 3,6
3,5
Глубина проникновения препарата и грунт эв 1 ч, мм
24 24
20 26
20 20
22
За а>пенность на автодорогах до найесения связуюе)его, мг/и
50 50
50
50 50
1,0 . ),1
50
0,8
0,7
0,9
0,7
0,7 через, сут 3
1,2
l,2
0,9
2,0
1,0
0,9
0 ° 8
0,9
1,7
2>0
),9
)»9
2,3
3>4
1,8
1,3
1,4
1,5
l,9
1,8
1,8
2,5
2,2
1,8
2,5
2,3
3,6
2,9
3,3
3,7
3,4
3,2
3,2
3>4
1 L Таблица 4
Предел прочности на сжатие, МПа, связующего
Глубина пропитки, мм, связующим
Время выдержки сут
Предлагаемое
Предлагаемое
1,40
0,98
2
4
6
8
Сланцевая смола с добавкой
223 формалина
84 21
98 . 36
110 42
124 44
130 45
142 46
153 48
165 48
168 48
Сланцевая смола с добавкой
227. формалина
1638144
Продолжение табл.4
Глубина пропитки, мм, связующим.
Предел прочности на сжатие, МПа, связующего
Время выдержки, Предлагаемое
Сланцевая смола с добавкой
22Х формалина сут
Предлагаемое
Сланцевая смола с добавкой
22Х формалина
48
48
48
48
48
48
48
48
48
48
48
48
48
48
48
Требуемой глубины пропитки не достигнуто
1,62 1,10
1ю71
1,10
В табл.4 приведены данные испытаний рудной пыли автодорог горно-обога-15 тительных комбинатов, укрепленных
;предлагаемым и известным вяжущими при
2 расходе вяжущего 3,5 л/м
Как видно из приведенных данных, предлагаемое вяжущее обладает увели- 40 ченной глубиной пропитки и обеспечивает повышенную прочность и пониженную запыленность автомобильных дорог
Формула изобретения-45
Вяжущее для.дорожного строительства на основе сланцевой смолы, о т— личающееся тем,что,с целью увеличения глубины пропитки, 50
Составитель Г.Бикубулатова
Редактор М.Недолуженко Техред М,Моргентал Корректор С.Ц1екмар
Заказ 1024 Тираж 330 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент". r.Óæãoðoä, ул. Гагарина,101
l0
ll
12
13
14
15 !
17
18
19
21
22
23
204
206
206
208
2! 0
2I 0
2I 0 повышения прочности и снижения запыленности дорожных покрытий, оно дополнительно содержит термоокислитель— ный продукт конденсации сланцевой смо лы с формальдегидом в щелочной среде и ароматические углеводороды процесса переработки и нефтяного сырья с температурой кипения 110-260 С или сольвентную фракцию от разделения пиролизных смол ректификацией с температурой кипения 110-210 С при следующем соотношении компонентов, мас.Е:
Сланцевая смола 92-95
Указанный термоокисленный продукт 4-6
Указанные ароматические углеводороды 1-2



