Способ получения износостойких покрытий
Изобретение относится к способам получения износостойких покрытий плазменным напылением и может быть использовано в машиностроении для восстановления и упрочнения деталей, Цель - повышение триботехнических характеристик и когезионной прочности . Износостойкое покрытие получают напылением основного слоя с последующим легированием его молибденом После чего покрытие механически обрабатывают и выдерживают при 200 - 225°С в масляной смеси на осг нове трансмиссионного минерального масла, содержащего не менее 3 мас.% серы с добавкой 20 - 35 мас.% этилен-бис-бутилксантогената, содержащего 38 - 43 мас.% серы. Покрытия, полученные по предлагаемому способу , имеют следующие свойства: коэффициент трения 0,004 - в,007, нагрузка задира 42 - 46 МПа, рабочая нагрузка 36 МПа, интенсивность изнашивания сопряжения 1,04- , температура в сопряжении 40 - 48 С. 1 табл. i (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (gg)g С 23 С 4/04, 4/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н Д BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4469727/02 (22) 03. 08. 88 (46) 23.03.91. Бюл. М - 11
{71) Всесоюзное научно-производственное объединение восстановления деталей "Ремдеталь" (72) Д.Ю.Терехов, Б.М.Соловьев, A.II.0ñèí, Н.Е.Родзевич и М.А.Егоров (53) 621.793.7 (088.8) (56) Шаривкер M.Õ., Ковальчук Ю.М.
Прочность сцепления с основанием плазменных антифрикционных покрытий.—
Фиэика и химия обработки материалов, 1975, N - 4, с.31-35.
Авторское свидетельство СССР
У 378554, кл. С 23 С 4/12, 4/04„
f970. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКИХ
ПОКРЫТИЙ (57) Изобретение относится к способам получения износостойких покрытий плазменным напылением и может быть
Изобретение относится к области получения износостойких покрытий плазменным напылением и может быть использована в машиностроении для восстановления и упрочнения деталей, Целью изобретения является повьппение триботехнических характе" ристик и когезионной прочности покрытия.
Сргласно изобретению износосточкое покрытие получают напылением основного слоя с последующим легированием, „„SU„„1636474 А 1 использовано в машиностроении для восстановления и упрочнения деталей, Цель — повышение триботехнических характеристик и когезионной прочности. Износостойкое покрытие получают напылением основного слоя с последующим легированием его молибденом. После чего покрытие механически обрабатывают и выдерживают при
200 — 225OC в масляной смеси на осг нове трансмиссионного минерального масла, содержащего не менее 3 мас.Х серы с добавкой 20 — 35 мас.Х этилен-бис -бутилксантогената, содержащего 38 — 43 мас.% серы. Покрытия, полученные по предлагаемому способу, имеют следующие свойства: коэффициент трения 0,004 — 0,007, нагрузка задира 42 — 46 ИПа, рабочая нагрузка 36 ИПа, интенсивность изнашивания сопряжения 1,04 ° 10 температура в сопряжении 40 — 48 С. о
1 табл; его молибденом. После чего покрытие механически обрабатывают и выдерживают при 200 — 225 С в масляной смеси на основе трансмиссионного минераль ного масла, содержащего не менее
3 мас.Х серы с добавкой 20 - 35 мас. Х этилен-бис-бутилксантогената, содержащего 38 — 43 мас.Х серы.
Такое осуществление способа позволяет сформировать плотную и прочную структуру покрытия с высокой степенью, сплавления составляющих ее частиц,на16364 74 сьпценную включениями молибдена, часть из которых в процессе финишной обработки в масляной смеси преобразуется в дисульфид молибдена, обеспечивая покрытию повьппение всех триботехнических характеристик. В то же время, химическое преобразование молибдена в дисульфид молибдена не приводит к снижению когезионной прочности покры- 10 тия и существенно не нарушает сплавление между собой частиц. Кроме того, в процессе электроискрового легирования покрытия молибденом одновременно с напылением происходит образо- 15 ванне и внесение в покрытие оксида молибдена МоО, обладающего повышенными триботехническими свойствами (коэффициент трения МоО примерно в
2-3 раза ниже, чем коэффициент трения Mo05). Обработка в масляной ванне сочетает непосредственно процесс сульфатации с эффективным насьпцением пористого газотермического покрытия смазкой, имеющей повышенный индекс задира. Данная масляная смесь выбрана исходя из ее оптимальных свойств, с точки зрения вьделения при нагреве свободной, химически активной серы, которая адсорбируется молибденовыми включениями в покрытии и, вступив с:. ними в химическую реакцию, частично или,полностью их в синтетический дисульфид молибдена МоБ .
Трансмиссионное минеральное масло с содержанием серы менее 3% выбрано
35 вследствие его высокой термоокислительной стабильности, низкого параметра лакообразования, высокого индекса задира и хорошей совместимости с антизадирной присадкой из этилеНбис-бутилксантогената, содержащего
38 - 43 мас.% серы. Другие виды масел при той же температуре обработки, обеспечивающей вьделение свобод- 45 ной серы из присадки, подвержены сильному окислению, разложению, с образованием на поверхности лаковых отложений, присутствие которых не приводит к улучшению триботехнических
50 характеристик, так как экранируют трущуюся поверхность низкотеплопроводной пленкой, имеющей высокий коэффи щент трения и низкие характеристики по схватыванию.
Процентное содержание антизадир55 ной присадки из этилен-бис-бутилксан-! тогената выбрано исходя из оптимальных условий синтеза дисульфида молибдена и сульфатации основы покрытия.
При снижении количества присадки ниже уровня 20 процесс синтеза дисульфида молибдена практически прекращается, вследствие недостаточной концентрации в растворе ионов серы. При повышении процентного содержания присадки вьппе уровня 35 недопустимо увеличивается вязкость масляной смеси, в результате чего она перестает проникать вглубь покрытия и не заполняет поры. В результате синтез дисульфида молибдена и сульфатация железной матрицы происходит только на поверхности. К тому же снижается интенсивность и самого процесса синтеза дисульфида молибдена, вследствие плохого перемешивания смеси и ухудшения условий диффузии в ней.
Процентное содержание серы в антизадирной присадке выбрано исходя из способности при определенных режимах образовывать синтетический дисульфид молибдена в количестве, достаточном для влияния на смазывающую способность, а также обеспечивающем низкое лакообразование и пожаробезопасность.
Заданный оптимальный тепловой режим обработки в масляной смеси с одной стороны обеспечивает эффективное выделение свободной серы присадкой и течение реакции взаимодействия серы с молибденом с образованием синтетического базового масла и резкое повышение лакообразования на поверхности детали. При температуре ниже
200 С резко уменьшается выделение свободной серы из присадки и процесс образования практически прекращается, а при повышении температуры о выше 225 С происходит быстрое окисление масла и уменьшение его жидкотекучести вследствие загустения серы, одновременно резко увеличивается лакообразование, что приводит к осаждению труднорастворимой пленки,. изолирующей насьпценную антифрикционными компонентами поверхность от сопряженцой трущейся детали. Вследствие загустения серы ухудшается проникновение масляной смеси вглубь покрытия;
При температуре выше 225 С резко повышается пожароопасность процесса, так как переходят температуру вспыш.ки всех входящих в масляную смесь компонентов.
Оптимальная длительность процесса обработки в масляной ванне состав1636474 ляет 1,5 — 2 ч исходя из необходимости обеспечения максимальной экономичности, а также с целью исключения лакообразования на поверхности детали.
Операция обработки детали в мас« ляной смеси является финишной, После нее деталь беэ какой-либо дополHHTBJIbHoA обработки поступает в эксплуатацию.
Пример. На стандартные чугун ные ролики напыпяют покрытие механической смесью порошков, содержащей
60Х ПЖРВ-2 (порошок на железной основе) и ПГ-Н77СЗРЗ (порошок на никелевой основе с добавками 13X Cr, 2Х
В и 1,5Х Si. ) на дистанции 180 мм при токе 350 А и напряжении 75 В.
Электроискровое легирование покрытия электродами из молибдена марки МРН начинают через 1,5 мин после начала напыления с тем,.чтобы покрытие было насыщено включениями Мо только начиная сжлщины 0,5 мм на сторону.
Вращающийся с частотой 100 об/мин легирующий узел с 10 молибденовыми электродами размещают с противоположной по отношению к плазмотрону стороны напыляемой детали. После выхода на номинальный размер (70 мм) . легирование прекращают и производят только напыление припуска на механи. ческую обработку. После окончания напыления (по достижении диаметра
70,8 мм) образец подвергают шлифовке под номинальный размер (70 мм) и помещают в ванну с маслом ТС - 14,5, . содержащем 20-35 мас.Х антизадирной присадки ЛЗ-23К. Температура масла
210 С, время выдержки образца в масле 110 мин.
По известному способу напыление произвоцят смесью порошков, содержащей 50Х ПЖРВ-2, ЗОХ ПГ-Н77Х15СЗРЗ и 20Х дисульфида молибдена марки
МЧ-Ф.
На образцах проводят определение уровня изнашивания, коэффициента трения и других триботехнических характеристик трущихся сопряжений по стандартной методике на машине трения
СМТ-1 и СМЦ-2. Испытания на износ ведут при смазке методом окунания в масло М8В в условиях граничного трения. В качестве контртела используют фрагмент вкладыша подшипника со сплавом А0-20-1.
45
IS
Наличие включений мрлнбдена и дчсульфида молибдена оценивают методом рентгеноструктурного и химического анализа на установке ДРОН-3 0 на реальных износных образцах и на образцах-свидетелях в виде пластины
20 х 20 мм с молибденовым покрытием и напыпенным покрытием смеси с дисульфидом молибдена, а также методом измерения микротвердости включений на микротвердометре IIMT-3 и металлографически.
Результаты испытаний приведены в таблице.
Как видно из таблицы, способ позволяет увеличить нагрузочные характеристики плазменных покрытий, резко повысить эадиростойкость снизить коэффициент трения, уменьшить температуру трущегося сопряжения, создать условия для кратковременной работы трущегося сопряжения без смазки и более благоприятной работы в тяжелых режимах трогания в условиях граничной смазки, а также повысить» когезионную прочность покрытия. Кроме того, способ позволяет резко сократить количество легирующего молибдена без снижения характеристик покрытия, как за счет его дифференцированного введения в различные слои покрытия, так и эа счет увеличения на порядок коэффициента использования легнрующего материала при его введении электроискровым способом. по сравнению с известным способом.
Формула из о брет ения
Способ получения износостойких покрытий, включающий напыление металлического покрытия с введением в него дисульфида молибдена, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения триботехнических характеристик и когеэионной прочности, дисульфид молибдена вводят в покрытие путем электроискрового легирования напыпенного слоя металла молибденом с последующей механической обработкой и выдержкой при 200 — 225 С в-масляной смеси на основе трансмисионного минерального масла, содержащего не менее Змас.,X серы с добавкой 20 — 35X
,этилен-бис-бутилксантогената, содер жащего 38 — 43 мас.X .серы.
1636474
Параметры
Известный способ
Предлагаемый способ
Коэффициент трения по:KP blTHR
Нагрузка задира P
МПА
Рабочая нагрузка Pa ° МПа
Интенсивность изнащивания сопряжения
Температура в сопряжении, С
Виды оксидов, присутствующих в покрытии
Стоимость легирующего молибдена или MoSL на один коленвал,руб.
0,004-0,007
42-46
0,015
14-16
9,5
1,04 "10
40-48
Mo0<< Fe<0 g
5,25 10"
68-86
МоО, Fe 0
3,39
1,057 г
Составитель А.Купренкова
Редактор Н.Бобкова - Техред Л.Олийнык
Корректор И.Муска
Заказ 798 Тираж.601 Подписное
ВИИИПИ ГосударственноГо комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101



