Система питания и управления блокируемого гидротрансформатора
Изобретение может быть использовано в приводах самоходных машин. Цель изобретения - упрощение конструкции и снижение потерь мощности на режиме блокировки. Система питания и управления включает рабочую полость 2 гидротрансформатора 1, основной насос 3, дополнительный насос 4и два трехлинейных распределителя 5и 6. Гидротрансформатор 1 снабжен муфтой 7 блокировки, управляемой путем подачи гидравлического сигнала в полость 8 включения. Подпитка рабочей полости 2 осуществляется одновременно от насосов 3 и 4, при этом дополнительный насос 4 соединен с рабочей полостью 2 непосредственно, а основной насос 3 - через распределитель 6. На режиме блокировки гидротрансформатора 1 насос 3 через распределитель 5 подает рабочую жидкость в полость 8 включенич муфты 7 блокировки, а насос 4 через распределитель 6 соединяется со сливом. Это позволяет снизить потери мощности на режиме блокировки гидротрансформатора и упростить гидросистему питания и управления с двумя насосами . 1 ил. (Л
СВОЗ СОВЕтСНИХ
СОЕиЛИСПЕЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„16 4 (S )S 16 Н 41/26!
1 1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОВРЕТЕНИЯМ И ОПИРЫТИЮМ
ПРИ ГНКТ СССР (21) 4402664/29 (22) 01.04. 88 (46) 15.03. 91. Бюл. !! 10 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) Л.A.ÐóìÿíðåB (53) 621.226.5(088.8) (56) Патент ФРГ !". 2754749, кл. В 60 К 17/06, 1983. (54) СИСТЕМА ПИТАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
БЛОКИРУЕМОГО ГИДРОТРАНСФОРМАТОРА (57) Изобретение может быть использовано в приводах самоходных машин.
Цель изобретения — упрощение конст° рукции и снижение потерь мощности на режиме блокировки. Система питания и управления включает рабочую полость 2 гидротрансформатора 1, основной насос 3, дополнительный насос
4 и два трехлинейных распределителя
5 и 6. Гидротрансформатор 1 снабжен муфтой 7 блокировки, управляемой путем подачи гидравлического сигнала в полость 8 включения. Подпитка рабочей полости 2 осуществляется одновременно от насосов 3 и 4, при этом дополнительный насос 4 соединен с рабочей полостью 2 непосредственно, а основной насос 3 — через распределитель 6. На режиме блокировки гидротрансформатора 1 насос 3 через рас-, пределитель 5 подает рабочую жидкость в полость 8 включения муфты 7 блокировки, а насос 4 через распределитель 6 соединяется со сливом.
Это позволяет снизить потери мощности на режиме блокировки гидротрансформатора и упростить гидросистему питания и управления с двумя насосами. 1 ил.
1634892
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть ис1 пользовано в приводах самоходных машин.
Пель изобретения — упрощение конструкции и снижение потерь мощности на режиме блокировки.
На чертеже представлена схема системы питания и управления блокируемо- 10
ro гддротрансформатора, входящей в состав гидромеханической передачи транспортного средства.
Система питания и управления содержит гидротрансформатор 1 с рабочей полостью 2, основной насос 3, дополнительный насос 4 и два трехлинейных распределителя 5 и 6, причем распределитель 5 имеет механическое управление, а распределитель 6 — гид- 20 равлнческое. идротрансформатор 1 снабжен ги;. Ранлически управляемой муфтой 7 блокировки с полостью 8 вклю ения. Муфта 7 блокировки имеет норш нь 9, взаимодействующий с 25 фрикционпым диском 10. Полость 8 включения муфты 7 блокировки через осевой канал 11 в выходном валу 12 гидротралсформатора 1 H гидролинии
13 и 14 соединена с одним иэ выходов 30 расцредслптeля 5, вход которого через гидроцинию 15 соединен с основным насосом 3, а другой выход - со сливом через гидролинию 16. Лополнительньпr насос 4 через гидролинию 17 подключен к рабочей полости 2 гидро35 трансформатора 1, которая посредством гидролинии 18 соединена с теплообмсшшком l9, расположенным в сливной гидролинии. Рабочая жидкость поступает из бака 20. Насосы 3 и 4 приводятся в движение от двигателя транспортного средства (не показан).
Посредством гидролиний 21 и 22 вась с. 1 ) и 4 соединены с распредели- 45 тел и 6. Распределитель 6 содержит поппружиненный золотник 23, à его управляющая полость 24 посредством гилролннии 25 соединена с полостью
8 включения муфты 7 блокировки. Выхо,"ной канал 26 распределителя 6 предназначен для слива рабочей жидкости.
Распределитель 5 содержит подпру- . жиненный золотник 27, управляемый силовым элементом-28, например цент55 робежным регулятором, Связанным снасосным или турбинным колесами гидротрансформатора.
Система питания и управления работает следующим образом.
При работе гидромеханической передачи в режиме изменения крутящего момента с помощью гидротрансформатора 1 через гидролинию 17 в рабочую полость 2 подается рабочая жидкость от дополнительного 4 и основного 3 на| сосоа. Из рабочей полости 2 рабочая ,жидкость по гидролинии 18 поступает в теплообменник 19, в котором она охлаждается, а затем поступает в бак
20. При этом полость 8 включения муфты 7 блокировки, а также управляющая полость 24 распределителя 6 соединены со сливом через распрепелитель 5. В связи с тем, что в гидротрансформаторе имеется избыточное давление, а полость 8 включения муфты 7 блокировки соединена со сливом, поршень 9 отведен влево от фрикционного диска 10. Когда частота вращения турбинного колеса гидротрансформатора 1 становится близкой к частоте вращения насосного колеса (скольжение между ними равно 8-103) золотник 27 распределителя 5 под действием силового элемента 28 перемещается влево.
Рабочая жидкость от основного насоса 3 через гидролинии 15, 14 и
13 поступает в полость 8 включения муфты 7 блокировки. По гидролинии
25 рабочая жидкость от насоса 3 поступает также в управляющую полость 24 распределителя 6. Золотник 23 распределителя б перемещается вправо до упора и соедиияет насос 4 со сливом через гидролвмию 26. В результате давление в напорной магистрали насоса 4 снижается и, следовательно, падает избыточное давление рабочей жидкости в рабочей полости 2 гидротрансформатора 1. Под действием разности давлений в полости 8 включения муфты
7 блокировки и в гидротрансформаторе l поршень 9 перемещается вправо и зажимает фрикцнонный диск 10. В результате происходит блокировка гидротрансформатора 1, т.е. жесткое соединение насосного и турбинного колес.
Во время режима блокировки дополнительный насос 4 соединен со сливом одновременно двумя путями: через распределитель 6 и через гидролинию l8. и теплообменник 19. Благодаря этому в режиме блокировки гидротрансформа4892
Формула изобретения
Система питания и управления блокируемого гидротрансформатора, соСоставитель Я. Врацпавский
Техред Л.Сердюкова 3Ьрректор Н.Ревская
Редактор А.Огар Заказ 742 Трвж 389 Подпнсяое
ВНИИПИ Государственного комитета по нвобретенмям н открмтяям пря ГЕНТ СССР
113035, Москва, 3-35, Рауаска» наб., д. 4/э
Производственно-издательский конбняат "В®таят", г.Ужгород, ул. Гагарина, 101
5 163 тора 1 давление, создаваемое насосом
4, является минимальным, а следовательно минимальны и потери мощности на привод дополнительного насоса 4.
Поэтому в режиме блокировки подпитка гидросистемы производится практически только от основного насоса 3. Кроме того, предлагаемая система характеризуется также постоянной подачей рабочей жидкости в рабочую полость 2, т.е. гидротрансформатор 1 всегда находится в готовности для работы в режиме разблокировки.
При перемещении золотника 27 распределителю 5 вправо (как показано на чертеже) полость 8 включения муфты
7 блокировки соединяется со сливом.
Золотник 23 распределителя 6 также перемещается вправо и подключает дополнительный насос 4 к рабочей полости 2. Давление в гидротрансформаторе
1 новьииается, и поршень 9 перемещается влево. Происходит разблокировка гидротрансформатора. держащая рабочую полость гипротрансформатора, гидравлически управляемую фрикционную муфту блокировки с полостью включения, основной и дополнительный насосы и два гидрораспределителя, один из которых управляется внешним силовым элементом а другой имеет гидравлическое управление, причем полость включения муфты блокировки соединена с одним из выходов распределителя, управляемого внешним силовым элементом, его вход подключен к основному насосу, à другой выход связан со сливом, дополнительный насос подключен к входу распределителя с гидроуправлением, один из выходов которого связан со сливом, а управляющая полость соединена
20 с полостью включения муфты блокировки, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и снижения потерь мощности на режиме блокировки, дополнительный насос
25 подключен непосредственно к рабочей полости гидротрансформатора, при этом рабочая полость соединена с выходом распределителя с гидроуправлением, а основной насос подключен к его
30 входу.


