Вихревая машина для работы в турбинном режиме
Изобретение относится к турбокомпрессоростроениюи может быть использовано для запуска и совместной работы с дизельным двигателем Цель изобретения состоит в повышении эффективнос-ти рабо ты за счет создания газостатического уплот нения в радиальном зазоре между рабочим колесом и статором и повышении КПД Для этого рабочий канал снабжен дополнитель ными отсекателями 8, разделяющими рабо чий канал 3 на отдельные проточные части периферийная часть статора 1 между отсе кателями 8 выполнена в виде подвижных в радиальном направлении подпружиненных при помощи пружин 11 cei ментов 12, а ка налы подвода 9 и отвода 10 выполнены в каждом отсекателе 8 и сообщены с протс - ными участками рабочего канала. 1 э.п.ф-ni i 4 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 04 0 17/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
/2! ф (21) 4484218/29 (22) 20.09.88 (46) 15.03.91. Бюл. ¹ 10 (71) МГТУ им, Н.3. Баумана (72) В.Н. Сергеев (53) 621.515 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N- 579716,,кл,,F 04 О 17/06, 1981, (54) ВИХРЕВАЯ МАШИНА ДЛЯ РАБОТЫ В
ТУРБИННОМ РЕЖИМЕ (57) Изобретение относится к турбокомпрессоростроению и может быть испол ьзовано для запуска и совместной работы с дизельным двигателем. Цель изобретения
I Ы 1634831 Al состоит в повышении эффективнос,и работы за счет создания гаэостатического уплотнения в радиальном зазоре между рабочим колесом и статором и повышении КПД. Для этого рабочий канал снабжен дополнительными отсекателями 8, разделяющими рабочий канал 3 на отдельные проточные <асти. периферийная часть статора 1 между о4секателями 8 выполнена в виде подвижных в радиальном направлении подпружиненных при помощи пружин 11 се ментов 12, а каналы подвода 9 и отвода 10 выполнены е каждол1 отсекателе 8 и сообщены с протсными участками рабочего канала. 1 з.п,ф-л, 4 ил. (Л
С:
1 !
1 (л)
1 00
1(,) 1634831
Изобретение относится к турбокомпрессоростроению и может быть использовано для запуска и совместной работы с дизельным двигателем.
Цель изобретения — повышение эффективности работы эа счет создания газостатического уплотнения в радиальном зазоре между рабочим колесом и статором, а также повышение КПД.
На фиг.1 представлена вихревая машина, поперечный разрез; на фиг,2 — сечение
А — А на фиг,1; на фиг,3 — сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.4 — схема машины для совместной работы с дизельным двигателем, Вихревая маш на для работы в турбиннол режиме содержит сгатор 1 с выполненным на его боковой повархноспи 2 кольцаьым рабочим каналом 3, рабо :а колесо 4. выполненное в виде охватывающего статор
1 стакана 5 с лопатками 6 на аго внутренней поверхности 7, расположенный в рабочем канале 3 отсекатель 8 и каналы подвода 9 и отвода 10 рабочей среды, сообщенные с рабочим каналом 3. Рабочий канал 3 снабжен дополнительными Отсакзтепчми 8, разделяющими рабочий канал 3 на отдельные проточные участки, пар», ерийная ча r статора 1 л ежд, о: г, . ÿìè 8 выпопна:,.: и виде годвижнь х в .:ад ; льном нас давлении подпружиненных при помощи пружин
11 сегментов 12, а каналы подвода 9 и отвода 10 гыполне м в Kn:i;/10M о секателе Я и сообщены с про о юь;:: участ .ами (збгчаго канала 3.
Машина снабжа,а также газораспрадалителам 13 и датчиком 14 частоты вращения рабочего колеса 4, при этол". газораспределиталь 13 сообщен с каналами подвода 9 и отвода 10, а датчик 14 подключен к газораспредалитапю 13. Сегменты 12 установлены на направляющих 15 типа "Ласточкин хвост", а вход 16 газораспраделителя соединен с источником 17 сжатого воздуха и коллектором выхлопного газа (не показан), Вихревая MBILJI»!а работает следующим образом.
Рабочую ñðp.;у под авлением подвсдят в проточные уч.,а- и,:бочаго канала 3 через каналы 9 и отнидят через каналы 10. Под действием давления рабочей среды ь рабочем канала 3 сегмент 12 отжимается от внутренней поверхности 7 рабочего колеса 4, освобождая его, л лопатки б начинают вращать рэбо- ае колесо, при этом между поверхностями 2 н 7 «татопа 1 и рабочего колеса 4 образуется радиальный зазор б, величина которого зависи 0Т давления ра
55 бочей среды в канале 3 и характеристики пружины 11, Радиальный зазор б обеспечивает газостатическое уплотнение рабочего канала 3.
При использовании машины для запуска дизеля в качестве рабочей среды может быть использован сжатый воздух. который подают от источника 17 сжатого воздуха через газораспределитель 13 в один иэ . проточных участкаов рабочего канала 3, выполняющего роль первой ступени расширения рабочего тела. Воздух из этого участка рабочего канала 3 направляют через газораспределитель 13 в остальные два участка рабочего канала 3 параллельными потоками, которые выполняют роль второй ступе ни расширения рабочей среды.
По мере раскрутки рабочего колеса 4 наступает момент запуска дизеля, регистрируемый датчиком 14, по управляющему сигналу которого газораспределитель 13 отключает подачу рабочего тела от источника 17 сжатого воздуха и подключает коллектор выхлопного газа дизеля. При этом выхлопные газы поступают в участки рабочего канала 3 от газораспределителя 13 параллельными потоками и машина начинает работать в режиме "подкрутки" главного вала дизеля.
Формула изобретения
1. Вихревая машина для работы в турбинном режиме, содержащая статор с выпогнанным на p î боковой поверхности кс.1ьцавым рабочим каíàRом, рабочее колесо, выполненное в вида охватывающегостатор стакана с лопатками, на его внутренней поверхности, расположенный в рабочем канале отсакатель, и каналы подвода и отвода рабочей среды, сообщенные с рабочим каналом, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности работы за счет создания газостатического уплотнения в радиальном зазоре между рабочим колесом и статором, рабочий канал снабжен дополнительными отсекателями, периферийная часть статора между отсекателями выполнена в виде подвижных в радиальном направлении подпружиненных сегментов, а каналы подвода и отвода выполнены в каждом отсекателе.
2. Машина поп.1, отл ича ю щаяся тем, что, с целью повышения КПД, она снабжена гаэораспределителем и датчиком частоты вращения рабочего колеса. при этом гаэораспределитель сообщен с канарами подвода и отвода, а датчик подключен к газораспределителю.
1634831
Bt iso


