Плот
Изобретение относится к водному транспорту леса, а именно к плотовому сплаву, и может быть использовано лесосплавными предприятиями. Цель изобретения - обеспечение торможения без использования дополнительных тормозных средств при проводке плота по водному пути ограниченной ширины. Плот содержит секции 1, составленные из пучков лесоматериалов , соединенные продольными 2, поперечными гибкими и жесткими креплениями, тормозные щиты 5, размещенные в нижних донных частях одного из поперечного ряда секций 1 и прикрепленные к ним посредством горизонтальных шарниров 6 с возможностью поворота в вертикальной плоскости, и тросовую систему управления, которая включает магистральные 7 и секционные 8 тросовые тяги с ограничительными муфтами 9 и 10, проходящие через опорно-натяжные ролики 11-13 и буксирные канаты 14. 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 65 G 69/20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
УиГ?
1Ъ (21) 4663255/11 (22) 20.03.89 (46) 07.03.91. Бюл. М 9 (71) Воронежский лесотехнический институт (72) Н.И. Чубов, В.А. Кашлев, Ю.А. Колесников, С.П. Шаталов и В.М, Дадашев (53) 621.864 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1123972, кл. В 65 G 69/20, 1984, (54) ПЛОТ (57) Изобретение относится к водному транспорту леса, а именно к плотовому сплаву, и может быть использовано лесосплавными предприятиями. Цель изобретения — обеспечение торможения без,, ЯЦ„„1632902 А1 использования дополнительных тормозных средств при проводке плота по водному пути ограниченной ширины. Плот содержит секции 1, составленные из пучков лесоматериалов, соединенные продольными 2, поперечными гибкими и жесткими креплениями, тормозные щиты 5, размещенные в нижних донных частях одного из поперечного ряда секций 1 и прикрепленные к ним посредством горизонтальных шарниров 6 с возможностью поворота в вертикальной плоскости, и тросовую систему управления, которая включает магистральные 7 и секционные 8 тросовые тяги с ограничительными муфтами
9 и 10, проходящие через опорно-натяжные ролики 11 — 13 и буксирные канаты 14. 5 ил.
1632902
10
40
Изобретение относится к водному транспорту леса, а именно к плотовому сплаву, и может быть использовано лесосплавными предприятиями.
Цель изобретения — обеспечение торможения без использования дополнительных тормозных средств при проводке плота по водному пути ограниченной ширины.
На фиг,1 показан плот в транспортном положении, вид сбоку; на фиг.2 — то же, в рабочем положении, вид сбоку; на фиг,3 — то же, вид сверху; на фиг. 4,5 — варианты запасовки тросовых тяг управления, Плот содержит секции 1, составленные из пучков лесоматериалов и соединенные продольными 2 (лежни) и поперечными гибкими 3 (счалы) и жесткими 4 (брустверы) креплениями, тормозные щиты 5, размещенные в нижних (по направлению движения) донных частях, по крайней мере, одного поперечного ряда секций 1 и прикрепленные к ним посредством горизонтальных шарниров 6 с возможностью поворота в вертикальной плоскости, и тросовую систему управления, Последняя включает магистральные 7 и секционные 8 тросовые тяги с ограничительными муфтами 9 и 10 соответственно, проходящие через опорно-натяжные ролики 11 — 13 и связанные с продольным креплением 2 в точках А и В, и буксирные канаты
14. Магистральные 7 тросовые тяги могут быть снабжены на одном из концов соединительными элементами, например кольцами 15.
Система управления может быть индивидуальной (автономной) для каждой секции 1, централизованной (групповой) или комбинированной и размещенной на поверхности сбоку или под плотом.
Ролики 12 размещены на поверхности в нижней части секций 1 плота, а ролики 11 и
13 на горизонтальных шарнирах 6 и параллельных им кромках тормозных щитов 5 соответственно.
Тормозные щиты 5 установлены под углом атаки до 3 (угол между поверхностью донной части секции и тормозным щитом 5 с вершиной в шарнире 6 и удерживаются в горизонтальном положении (транспортном) при помощи натянутых тяг управления и фиксаторов-ограничителей (не показаны).
Тормозные щиты 5 служат для воспринятия и регулирования величины гидродинамического давления воды, являющегося усилием торможения, Они могут быть стационарными или съемными, раздельными или сплошными, со стабилизирующими решетками или без них и изготовлены из любого плавучего конструкционного однородного или композиционного материала в монолитном или полом исполнении, например иэ древесины.
Шарниры 6, размещенные горизонтально в нижних (по направлению течения воды или движения плота) донных частях секций
1, служат для осуществления поворота тормозных щитов 5 в вертикальной плоскости под действием гравитационных сил (массы тормозного щита 5, роликов 13 и участков тросовых тяг 8 между роликами 11 и 13) и гидродинамического давления воды или создаваемого усилия натяжения в TpGcoBblx тягах 8 (при переходе в транспортное положение).
B качестве шарнира 6 могут быть известные сопряжения из охватываемой и охватывающей детали, а для плотов —, в виде стержня, составленного из бревен или хлыстов.
Тросовые тяги 7 и 8 служат для поворота вокруг шарниров 6 тормозных щитов 5 и передачи гидродинамического давления на них продольному 2 креплению(лежням) плота (точки А и В). Схема запасовки тросовых тяг 7 и 8 и охвата ими тормозных щитов 5 должна обеспечивать продольное направление усилий в лежнях 2 и устойчивость тормозных щитов 5. Она может быть одинарной, параллельной, крестообразной или другого типа с дополнительными связующими элементами или без них.
Опорно-натяжные ролики 12, размещенные на поверхности секций 1 плота и установленные на тормозных щитах 5 и шарнирах 6, служат для изменения направления тросовых тяг, прикрепленных в точках
А и В, и передачи воспринимаемого ими тормозного усилия продольному 2 креплению плота, равномерно распределяя его в последнем. Ограничительные муфты 9 и 10 тросовых тяг 7 и 8 служат для обеспечения заданного или предельного угла поворота тормозных щитов 5, изменяющегося от 3 до
180о (параллельно плоту вниз от секций).
Плот работает следующим образом.
Перед отправкой плота устанавливают на шарнирах 6 тормозные щиты 5 и запасовывают тросовые тяги 7 и 8, пропуская их через опорно-натяжные ролики 12 — 13, охватывая указанные щиты.
При торможении выключают фиксаторы, сбрасывают усилие натяжения в буксирных канатах 14 и продольном креплении 2 плота и ослабляют (стравливают) тросовые тяги 7 и 8, освобождая (опуская) верхние с роликами 13 кромки тормозных щитов 5.
Под действием гидродинамического давления воды, гравитационных сил тормозных щитов 5 и их оснастки и кинетиче1632902
Р 5 f3
5 9
7Z ской энергии движущегося затармаживаемаго плота тормозные щиты 5 поворачиваются вокруг шарниров 6 на требуемый условиями торможения угол поворота, одновременна передавая воспринимаемую 5 увеличивающуюся нормальную (параллельную направлению движения плота) составляющую давления воды (гидродинамическое давление), являющуюся усилием торможения, трасавым тягам 7 и 10
8, огибающим опорно-натяжные ролики 11—
13, а от них — продольному 2 креплению плота, затормаживая его.
Максимальный эффективный для торможения угол поворота тормозных щитов 5 15 равен 90 к продольной оси плота, фиксируемый ограничительной муфтой 9, а максимальный полный тормозных щитов 5 составляет 180 .
Размещение роликов 11 и 12 в верхней и нижней частях секций 1 плота и крепление трасовых тяг 7 и 8 в точках А и В.позволяет равномерно распределить усилие торможения по длине прадапънага крепления 2. 25
Регулирование и повышение величины усилия торможения осуществляют оснащением нескольких поперечных рядов секций
1 плота тормозными щитами 5 ипи вариацией габаритов последних (высота и ширина).
Па окончании торможения создают усилие натяжения в трасовых тягах 7, тем самым поворачивают тормозные щиты 5 вокруг шарниров 6 в направлении к данной поверхности плота да срабатки фиксаторов.
Формула изобретения
Плот, содержащий соединенные продольным и поперечным креплениями секции, каждая из которых снабжена шарнирно прикрепленным к ней тормозным щитом. и тросовые тяги управления,о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью обеспечения торможения без использования дополнительных тормозных средств при проводке плота по водному пути ограниченной ширины, ан снабжен опорно-натяжными роликами, расположенными на тормозных щитах, шарнирах крепления тормозных щитов к секциям плота и на секциях плота, при этом каждый иэ тормозных щитов прикреплен к нижней плоскости секции плота, а тросовые тяги управления соединены с продольным креплением плота и огибают опорно-натяжные ролики, охватывая при этом тормозные щиты.
1632902
Составитель Л.Трофимчук
Техред М.Моргентал Корректор M.Ñàìáoðñêàÿ
Редактор А.Мотыль
592 Тираж 483 Подписное, Заказ
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям пр осуда ям и и ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101



