Устройство для подборки сейсмических кос
Изобретение относится к сейсморазведке , в частности к вспомогательным устройствам , применяемым при проведении сейсморазведочных работ. Цель изобретения - повышение надежности и расширение области применения. Устройство для подборки сейсмических кос содержит транспортное средство 1 с кузовом, подборочный механизм с рамой 2, ведущий барабан 3, кинематически связанный с электродвига
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з G 01 V 1/16
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4431793/25 (22) 04.05.88 (46) 28.02,91. Бюл. М 8 (71) Бакинское производственное объединение "Геофизприбор" (72) В.В.Разуваевский, А.M.Ôóðìàí и
В.Н.Есипов (53) 550.834 (088.8) (56) Машина смоточная СМ-66М. Руководство.по эксплуатации гД4. 059.005 РЭ, 1984, с. 8, рис. 4.1.
Авторское свидетельство СССР
М 1081586, кл. 6 01 V 1/16, 1983.
„„Я „„1631480 А1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДБОРКИ СЕЙСМИЧЕСКИХ КОС (57) Изобретение относится к сейсморазведке, в частности к вспомогательным устройствам, применяемым при проведении сейсморазведочных работ, Цель изобретения — повышение надежности и расширение области применения, Устройство для подборки сейсмических кос содержит транспортное средство 1 с кузовом, подборочный механизм с рамой 2, ведущий барабан 3, кинематически связанный с злектродвига1631480 телем 4 клиновым ремнем 5 через шкив 6, прижимные ролики 7, пульт 8 управления, генератор 9, подключенный к двигателю 10 транспортного средства через коробку 11 отбора мощности и электрически связанный с электродвигателем 4 ведущего барабана, синхронизатор 12 скорости подборки и укладки сейсмической косы 13, содержащий бесконтактный датчик 14 вращения, формирователь 15 импульсов с инверсным выходом, сглаживающий фильтр 16, усилитель 17 мощности, регулирующий элемент 18, включенный в цепь обмотки 19 возбуждения электродвигателя 4 ведущего барабана, а
Изобретение относится к сейсморазведке, в частности к вспомогательным устройствам, применяемым при проведении сейсморазведочных работ.
Цель изобретения — повышение надежности и расширение области применения.
На фиг.1 представлена электрокинематическая схема устройства; на фиг.2 — временные диаграммы, поясняющие работу 10 отдельных блоков и устройства в целом.
Устройство для подборки сейсмических кос (фиг,1) содержит транспортное средство
1 с кузовом (показано частично), расположенные в кузове подборочный механизм с 15 рамой 2; на.которой установлены ведущий барабан 3, кинематически связанный с электродвигателем 4 клиновым ремнем 5 через шкив 6, и контактирующие с ведущим барабаном 3 прижимные ролики 7, система 20
8 управления в виде пульта, генератор 9, подключенный кдвигателю10транспортного средства через коробку 11 отбора мощности и электрически связанный с электродвигателем 4 ведущего барабана. 25
В кузове транспортного средства установлен синхронизатор 12 скорости подборки и укладки сейсмической косы 13, состоящий из жестко закрепленного на 30 транспортном средстве 1 бесконтактного датчика 14 вращения, выход которого через последовательно включенные формирователь 15 импульсов с инверсным выходом, сглаживающий фильтр 16 и усилитель 17 35 мощности подключен к управляющему входу регулирующего элемента 18, включенного в цепь обмотки 19 возбуждения электродвигателя 4 ведущего барабана.
Транспортное средство 1 снабжено ме- 40 таллическим диском 20 с выступами, закрепленным на валу коробки 11 отбора также металлический диск 20 с выступами.
Выступы металлического диска 20, закрепленного на валу коробки 11 отбора мощности, воздействуют на бесконтактный датчик
14 вращения, Синхронизация скорости вращения ведущего барабана 3 в зависимости . от скорости движения транспортного средства 1 осуществляется бесконтактным датчиком 14 вращения и формирователем 15 импульсов, которые обеспечивают частотно-импульсную модуляцию (ЧИМ) напряжения питания, с последующей демодуляцией и управлением скоростью вращения электродвигателя и ведущего барабана. 2 ил. мощности и воздействующим на бесконтактный датчик 14 вращения.
Устройство для подборки сейсмических кос работает следующим образом, Транспортное средство 1 устанавливают у конца сейсмической косы 13, а ее конец пропускают между ведущим барабаном 3 и прижимными роликами 7, после чего транспортное средство 1 начинает движение по . геофизическому профилю вдоль сейсмической косы 13 рядом или над ней. Одновременно с началом движения включают коробку 11 отбора мощности и на пульте 8 управления синхронизатор 12. Генератор 9 вырабатывает напряжение питания электродвигателя 4 ведущего барабана 3. Электродвигатель 4 с помощью клинового ремня
5 через шкив 6 вращает ведущий барабан 3, который за счет фрикционных сил увлекает за собой сейсмическую косу 13 и подает ее в кузов транспортного средства 1. Синхронизация скорости вращения ведущего барабана 3 в зависимости от скорости движения транспортного средства 1 осуществляется бесконтактным датчиком 14 вращения и формирователем 15 импульсов, которые обеспечивают частотно-импульсную модуляцию (ЧИМ) напряжения питания, при которой изменяется частота коммутации, а длительность импульсов остается ностоян-. ной, с последующей демодуляцией и управлением скоростью вращения электродвигателя
4 ведущего барабана.
Выступы металлического диска 20, закрепленного на валу коробки 11 отбора мощности, воздействуют на бесконтактный датчик 14 вращения, который вырабатывает импульсы U (кривая 21 на фиг.2). Перйод Т, коммутации (преобразования) равен
Тп = ти+ 1П
1631480 где tw — длительность импульсов;
tn — длительность пауз.
Частота коммутации (преобразования) равна
1 1 5 тл = — =
Ф
Тл Щ + . tn
Коэффициент заполнения равен
Щ» — -=ти тл
Т t< +t>
Скважность равна 10 п
1 Т 1 ти ти тл
При любой скорости вращения металлического диска 20 длительность импульсов U прямо пропорциональна ширине выступов "5 металлического диска 20 и зависит от скорости вращения, однако коэффициент заполнения 1 и скважность 0 импульсов 0 на выходе бесконтактного датчика 14 вращения постоянны, т.е. v = const u Q = сопзт. 20
Импульсы U поступают в формирователь 15 импульсов, формирующий на прямом выходе Q 1 импульсы постоянной длительности ти (кривая 22 на фиг.2), зависящей только от времязадающих элементов одновибратора формирователя 15 импульсов, а на инверсном выходе Q 1 — импульсы длительностью ти = Тл ти, зависящей от скорости врещения металлического диска 20 (кривая 23 на фиг.2).
Импульсы с инверсного выхода Q 1 формирователя 15 импульсов демодулируются сглаживающим фильтром 16 в постоянное напряжение Uy (кривая 24 на фиг.2). Напряжение Uy усиливается усилителем 17 мощности и поступает на управляющий вход регулирующего элемента 18, включенного в цепь обмотки 19 возбуждения электродвигателя 4 ведущегося барабана.
Увеличение скорости движения транспортного средства 1 вызывает увеличение частоты коммутации (уменьшение периода коммутации), уменьшение длительности
7и импульсов с инверсного выхода Q 1 формирователя 15 импульсов (кривая 23 на фиг.2) и, следовательно, уменьшение постоянного напряжения 0у (кривая 24 на фиг,2) и тока возбуждения электродвигателя 4 ведущего барабана.
Генератор, работающий в качестве электродвигателя 4 ведущего барабана, явЪ ляется машиной постоянного тока с параллельным возбуждением, для которой уменьшение тока возбуждения вызывает соответствующее увеличение скорости вращения, Уменьшение скорости движения транспортного средства 1 вызывает прямо противоположные процессы в элементах синхронизатора 12, направленные на уменьшение скорости вращения электродвигателя 4 ведущего барабана.
Использование устройства приводит к снижению материальных затрат на ремонт и поддержание гидравлического привода в работоспособном состоянии, уменьшению ручного труда при подборке сейсмических кос с геофизического профиля, особенно со сложным рельефом.
Формула изобретения
Устройство для подборки сейсмических кос, содержащее транспортное средство с кузовом, расположенные в кузове подборочный механизм с рамой, на которой установлены ведущий барабан с приводом и контактирующие с ведущим барабаном прижимные ролики, систему управления и синхронизатор, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и расширения области применения, привод выполнен в виде электродвигателя, установленного на раме подборочного механизма и связанного клиновым ремнем через шкив с ведущим барабаном,.а также в устройство дополнительно введен генератор, подключенный к двигателю транспортного средства через коробку отбора мощности и электрически связанный с электродвигателем, при этом синхронизатор выполнен в виде жестко закрепленного на транспортном средстве бесконтактного датчика вращения, выход которого через последовательно включенные формирователь импульсов с инверсным выходом; сглаживающий фильтр и усилитель мощности подключен к управляющему входу регулирующего элемента, включенного в цепь обмотки возбуждения электродвигателя, а транспортное средство снабжено металлическим диском с выступами, закрепленным на валу коробки отбора мощности с возможностью взаимодействия с бесконтактным датчиком вращения.
1631480
Составитель Т. Райкова
Техред M,Màðãåíòàë Корректор Л.Пилипенко
Редактор МЛетрова роизводственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгоро, л.Гага и . 10
Заказ 544 Тираж 334 Подписное
ВНИИПИ Гос а осударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5



