Циркуляционный клапан
Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности. Цель - повышение надежности работы клапана за счет увеличения герметичности его подвижных соединений. Клапан включает корпус 1 с верхним 2 и нижним 3 посадочными седлами (С)„ Между С 2 и 3 установлены затвор 5 с посадочными поверхностями 6 и 7 с образованием камеры а. Затвор 5 связан через шток (Ш) 8 с колонной труб (КГ) 9. На С 2 выполнено сужение 10 со шпи
CO!OS СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
3
22
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
П0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И.OTHPbtTHRM
ПРИ ГКНТ СССР! (21) 4462878/03 (22) 18.0?.88 (46) 23.02.91., Бюл. И - 7 (71) Научно-производственное объединение по термическим методам добычи нефти ."Союзтермнефть" (72) В.Н. Коршунов, В.А, Машков и В.В. Шиндлер (53) 622.276.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1155727, кл. E 21 В 34/06, 1983,, Авторское свидетельство. СССР
21- 618536, кл. E 21 В 34/06, 1977.
„„SU, 1 29489 А1
2 (54) ЦИРКУЛЯЦИОННКЙ КЛАПАН (57) Изобретение относится к нефтегазодобывающей промыпленности. Цельповышение надежности работы клапана за счет увеличения герметичности его подвижных соединений. Клапан включает корпус 1 с верхним 2 и нижним 3 посадочными седлами (С) . Межцу С 2 и
3 установлены затвор 5 с посадочными поверхностями б и 7 с образованием
11 камеры а . Затвор 5 связан через шток (Ш} 8 с колонной труб (Kr) 9.
На С 2 выполнено сужение 1О со шпи1629489 4
10 цевыми пазами 11. Над поверхностью
6 выполнены ответные выступы (В) 12, На нижнем конце затвора 5 выполнен металлический уплотнитель 13 с В 14.
Расточку "б" содержит Ш 8. В расточке "б" размещен ствол 15. Ход ствола 15 внутри Ш 8 ограничен упором t6.
Ствол 15 и упор 16 связаны между собой срезным элементом 17. На стволе
15 размещен разжимной конус 18. Нижний конец ствола 15 оснащен кольцевым В 19, который охватывается ниппелем 20. Ход ниппеля 20 ограничен
Изобретение относится к нефтегазоДобывающей промьппленности, в частности к циркуляционным клапанам.
Цель и з о бр ет ения — п о выше ни е надежности работы клапана за счет увеличения герметичности его подвижных с о еди не ний. 25
На фиг.1 показан клапан после осуществления посадки пакера при обеспечении гидродинамической связи межтрубного и внутритрубного пространств на фиг.2 — то же, при соединении ме- 30 таллического уплотнителя с корпусом (пакером); на фиг.3 — то же, после проведения подготовки к операции
"рассоединения"; на фиг.4 — то же, при соединении корпуса циркуляционного клапана и подъеме верхней части на поверхность; на фиг.5 - то.же, при повторном спуске и наличии гидродинамической связи полости колонны труб с межтрубным надпакерным пространст- 40 вом.
Циркуляционный клапан состоит из разъемного корпуса 1 с верхним 2 и нижним 3 посадочными седла я. Нижнее посадочное седло 3 содержит обратную 45 фаску 4. Затвор 5 с посадочными поверхностями 6 и 7 установлен между седлами 2 и 3, с образованием кольцевой камеры "а" с корпусом 1 и связан через шток 8 с нагнетательной колонной труб 9. В корпусе 1 над верхним седлом 2 выполнено сужение 10, аодержащее шпицевые пазы 11, а на ,затворе 5 над верхней посадочной поверхностью 6 выполнены ответные выступы 12..На нижнем конце за вора
5 жестко закреплен металлический уплотнитель 13 с наружным кольцевым выс-. тупом 14, выполненнь1м на уровне расупором 21. В осевом канале ствола 15 выполнено С 22 для шарового клапана, а в осевом канале ниппеля 20 установлено посадочное С 24 и посадочный ,клапан 25. На корпусе. установлен пакер 26. Натяжением KT 9 перемещают затвор 5 и устанавливают в нейтральное положение между С 2 и 3. Образу- ется гидродинамическая связь полости
КТ 9 через отверстие "в" с межтрубным надпакерным пространством. Клапан может применяться на любой глубине паронагнетательной скважины. 5 ил. положения обратной фаски.4 нижнего посадочного седла 3 корпуса 1.
Шток 8 содержит внутреннюю кольцевую расточку "б", в которой расположен свободно ствол 15 со стопорной гайкой на верхнем конце. Ход ствола
15 внутри кольцевой расточки "б" штока 8 ограничен снизу упором 16.
Ствол 15 и упор 16 связаны между собой срезным элементом 17. На внешней стороне. ствола 15 под упором 16 установлен и закреплен, например, посредством сварки разжимной конус 18, входящий во взаимодействие с металлическим уплотнителем 13.
Нижний конец ствола 15 оснащен кольцевым выступом 19, которнй охватывается ниппелем 20, с образованием подвижного соединения со стволом
15 и с корпусом 1. .Ход ниппеля 20 относительно корпуса 1 ограничен упором 21. В осевом канале ствола 15 выполнено седло 22 для шарового клапана 23 (фиг.3). В осевом канале ниппеля 20 установлено посадочное седло 24 с посадочным клапаном 25. Ниппель 20 и корпус 1 образуют между собой поршневую пару. Ствол 15 содержит радиальное циркуляционное отверстие
"в" под раэжимным конусом 18.Корпус 1 связан нижним концом с пакером 26 (показан условно).
Рассмотрим работу циркуляционного клапана, начиная с момента обеспечения спуска всей компоновки в скважину, включая термостойкий пакер, сам циркуляционный клапан и нагнетательную колонну труб .
В осевом канале ниппеля 20 на седло 24 в этом случае может быть установлен посадочный клапан 25, кото1629489
5 рый выполнен меньшего диаметра, чем диаметр проходного канала пакера 26, что позволяет осуществить беспрепят-. ственный его сброс на забой скважины.
Предположим, что посадка пакера
26 осуществлена, и рассмотрим работу циркуляционного клапана..
"Натяжением колонны труб 9 перемещают затвор 5 внутри кольцевой камеры г1 корцуса 1 с установкой его в нейтральное положение между посадоч. ными седлами 2 и 3. В результате образуется гидродинамическая связь полости нагнетательной колонны труб 9 через циркуляционное отверстие f> с межтр гбным надпакерным пространством.
Необходимость наличия этой связи возникает, например, в случае осушки межтрубного пространства путем подачи воздуха и в. случае осуществления процесса установки теплоизоляции путем ее намыва с последующим вьптариванием технологической жидкости, После этого осевым перемещением нагнетательной колонны труб 9 затвор 5 посадочной поверхностью 7 опирают на нижнее посадочное седло 3 корпуса 1 с передачей на него веса вышележащей нагнетательной колонны труб 9. При этом кольцевой выступ 14 металлического уплотнителя 19 располагается на уровне обратной фаски 4 нижнего седла 3.
В нагнетательной колонне труб 9 создают избыточное давление, которое дейСтвует на полную площадь сечения ниппеля 20, осевой канал которог о перекрьгг посадочным клапаном 25. Ниппель 20 перемещается oTUосительно корпуса 1 вниз до входа во взаимодействие с упором 21 и перемещает за -выступ 19 ствол 15, Происходит срез .срезного элемента 17.
Ра зжимной конус 18 п ер емеща ется стволом 15 относительно металлического уплотнителя 13 и деформирует последний в радиальном направлении до входа кольцевым выступом 14 во взаимодействие с обратной фаской 4 нижнего посадочного седла 3 с образованием герметичного контакта. Ход ни и ля
20, а значит и ход ствола 15 с разжимным конусом 18 подобраны таким образом, что разжимной конус 18 располагается своей гаглиндричесгой поверхностью внутри металлического уплотнителя 13, препятствуя его вы6 ходу из взаимодействия с обратной фаской 4 в процессе эксплуатации.
В этом папожении после съема посадочного клапана 25 с посадочного седла 24 известными приемами осуществляют эксплуатацию циркуляционного клапана в режиме нагнетания теплоносителя (фиг.2) . Следует отметить, что циркуляционный клапан по конструктивным особенностям позволяет осуществлять функции присоединительного устройства. При необходимости съема пакера 26 с места установки это можно осуществить простым натяжением колонны труб (фиг.2) .
Ос евое рас тя гивающе е усилие на пакер 26 передается через металлический уплотнитель 13.
70 Рассмотрим работу циркуляционного клапана в режиме вымыва из межтрубного пространства отслужившей теплоизоляции или в случае, когда необходима замена вышедшей Hs строя сек25 ции нагнетательной колонны. труб, Необходимость съема пакера 26 с места установки и нижележащего оборудования отсутствует. В этом случае с поверхности подают шаровой клапан 23 (фиг.3) с посадкой его на седло 22.
Избыточным дам:ением жидкости, . величина которого находится в пределах 2,0-3,0 MTIa, осуществляют перемещение ствола 15 с разжимным конусом
18 вниз относительно металлического уплотчителя 13. Нижний конец ствола
15 свободно перемещается внутри ниппеля 20. Ход ствопа 15 вниз происходит дО входа во взаимодействие разжимного конуса 18 с ннппелеь 20, 40 . Прн этом разжимной конус 18 выходит из взаимодействия с металлическим уплотнителем 13 и располагается ниже его.
Натяжением нагнетательной колонны труб 9 осевое усилие сообщается металлическому уплотгятелю 13, котов рый при определенном усилия в результате взаимодействия кольцевого высту50 па 14 с обратной феской 4 пластически деФормируется к оси скважины. Перемещением нагнетательной колонны труб 9 вверх затвор 5 устанавливается в нейтральное положение в кольцевой камере сг корпуса 1 с образованием гидродина:агческой связи межтрубного пространства с внутритрубным. После проведения необходимых технологических операций осуществляют опеоа1629489цию рассоединения циркуляционного клапана и пакера 26.
Ф
Для. этого затвор 5 перемещают в корпусе 1 в крайнее верхнее. положе5 ние. При расчетном натяжении нагнетательной колонны труб 9 и плавном ее вращении вводят выступы 12 на затворе 5 во взаимодействие с ответными шпицевыми пазами 11 в корпусе 1. Поскольку корпус 1 выполнен из двух частей, связанных одна с другой посредством левой резьбы, то правым вращением нагнетательной колонны труб 9 осуществляют рассоединение частей корпуса 1 одна от другой (фиг.4).
Нижняя часть корпуса 1 устройства остается в жесткой связи с пакером
26 на забое скважины. Колонна труб 9 с циркуляционным клапаном извлекаетая на поверхность. Осуществляют замену вышедших из строя деталей и готовят клапан к повторному спуску. При этом на посадочное седло 24 в ниппеле 20 устанавливают посадочный клапан 25 (фиг. 1) .
При .повторном спуске верхнюю часть корпуса 1 не устанавливают.
Это необходимо только для обеспече30 ния операции по перекрытию межтрубного пространства термостойким пакером 26. !
На нагнетательной колонне труб 9 циркуляционный клапан опускают в скважину до упора затвора 5 в нижнее посадочное седло 3 корпуса 1 (фиг.1).
Дальнейшая работа с клапаном ведется аналогично. формула и эобр етения
Циркуляционный клапан, включающий корпус с верхним и нижним седлами, связанный с колонной труб шток и установленный на нем затвор с двумя посадочными поверхностями, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения надежности работы клапана sa счет увеличения герметичности его подвижных соединений, он снабжен уплотнителем в виде тонкостенной цилиндрической оболочки с выступом,. выполненным в его нижней части, стволом с циркуляционным отверстием, разжимным конусом, упором, ниппелем с посадочным седлом, обратной фаской и на нижнем седле для размещения выступа уплотнителя, причем уплотнитель связан верхней частью с затвором, а разжимной конус жестко установлен на стволе с возможностью взаимодействия с уплотнителем, при этом упор установлен в штоке с возможностью ограничения хода ствола, а ниппель с посадочным седлом концентрично установлен на стволе.
1629489
1б
13
Ж
7В
22
2
2 1629489
22
Составитель Т. Умариев
Редактор В. Петраш Техред А;Кравчук Корректор Т. Малец
Заказ 418 Тираж 348 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 1
tl tt
Г «01





