Самопереключающаяся осевая передача
Изобретение относится к машиностроению , в частности к передачам с использованием фрикционных и зубчатых пар. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей. Ключевые элементы передачи: основная пружина. 4 и установленная концентрично поверх нее дополнительная пружина 8 имеют противоположное направление наливки. Пружины связаны с ведущим 2 и ведомым 3 валами каждая своими кинематическими связями, включающими центральную фрикционную пару 6 и кольцевую фрикционную пару 10, и связаны между собой регулятором, установленным в отверстии 14 промежуточного вала 5 выполненным в виде цьух шариков 15 и пружины 16. Переключение передачи происходит автоматически при достижении определенного крутящего моментл, когда основная пружина 4 при скручивании сжимается и отключает центральную фрикционную пару 6, а дополнительная пружина 8 при раскручивании растягивается, преодолевая действие регулятора и, включает кольцевую фрикционную пару 10. 1 ил. (Л с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (I9) SU(II) рц F 16 Н 19/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Cb 3 3
7д Ф Ë16T 7У б
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЭОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ПЮТ СССР (21) 4654185/28 (22) 22. 02. 89 (46) 15, 02. 91. Бюл. 11) 6 (71) Киевский институт инженеров гражданской авиации им. 60-летия СССР (72) Н.И.Конончук, Ю.И.Луговец и Б. С. Бычков (53) 621. 833 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
119 1348588, кл. Г 16 Н 21/48, 1985. (54) САИОПЕРЕКЛОЧАЮЩАЯСЯ ОСЕВАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к передачам с использованием фрикционных и зубчатых пар. Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей.
Ключевые элементы передачи: основная пружина 4 и установленная концентрично поверх нее дополнительная пружи2 на 8 имеют противоположное направление наг(ивки. Пружины связаны с ведущим 2 и ведомым 3 валами каждая своими кинематическими связями, включающими центральную фрикционную пару 6 и кольцевую фрикционную пару 10, и связаны между собой регулятором, установленным в отверстии 14 промежуточного вала 5 выполненным в виде двух шариков 15 и пружины 16. Переключение передачи происходит автоматически при достижении определеннс го крутящего момента, когда основная пружина 4 при скручивании сжимается и отключает центральную фрикционную пару 6, а дополнительная пружина 8 при раскручивании растягивается, преодолевая действие регулятора и, включает кольцевую фрикционную пару 10.
1 ил.
1627767
Изобретение относится к машиностроению, в частности к передачам с использованием фрикционных и зубчатых пар.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения автоматического ступенчато го переключения частоты в ращения ведомого вала посредством фрикционных пар, управляемых пружинами кручения.
На чертеже показана самопереключающаяся осевая передача, разрез.
Передача содержит корпус 1, ведущий вал 2, ведомый вал 3 основную пружину 4, жестко закрепленную на ведомом валу 3 и связанную с ведущим валом 2 через промежуточный вал 5 и центральную фрикционную пару 20
6 с обоймой .7, дополнительную пружину 8, связывающую ведомый 3 и ведущий 2 валы через втулку с буртиком 9, кольцевую фрикционную пару 10 и вспомогательный вал 11 с перебором шесте- 25 рен 12.
На промежуточном валу 5 выполнены продольные шлицы 13, на которых установлена втулка с буртиком 9, и поперечное отверстие 14, в котором уста- 3р новлен регулятор в виде двух шариков
15, распираемых пружиной регулятора
16, для взаимодействия на скосы втулки с буртиком 9 и обоймы 7, установленной на промежуточном валу 5. Дополнительная пружина 8 расположена концентрично поверх основной пружины 4 и имеет противоположное направление навивки. Ведущий вал 2 соединен с двигателем 17, а ведомый вал
3 — с потребителем 18.
Передача работает следующим образом.
В исходном состоянии включена центральная фрикционная пара 6 за счет 45 осевой упругости основной пружины 4.
При включении двигателя 17 крутящий момент передается через ведущий вал
2, центральную фрикционную пару 6, промежуточный вал 5 к основной пружине 4 и далее на ведомый вал 3 н потребитель 18. Основная пружина 4 закручивается, а дополнительная пружина 8 раскручивается, причем тем больше, чем больше действующий крутящий момент, При достижении определенной величины крутящего момента потребителя 18 пружина 4 перемещает промежуточный вал 5, выключая центральную фрикционную пару Ь. Одновременно дополнительная пружина 8, раскручиваясь, перемещает втулку с буртиком 9, преодолевая сопротивление шариков 15, распираемых пружиной регулятора 16, и включает кольцевую фрикционную пару 10.
Крутящий момент йачинает передаваться по другому пути — с ведущего вала 2 на вспомогательный вал 11 с перебором шестерен 12, кольцевую фрикционную пару 10, втулку с буртиком 9, дополнительную пружину 8 и на ведомый вал 3 с потребителем 18. При снижении нагрузки потребителя 18 автоматически восстанавливается начальный режим работы передачи.
Ф о р м у л а и з î б р е т е н и я
Самопереключающаяся осевая передача, содержащая корпус, ведущий вал, ведомый вал и связывающую их винтовую пружину, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, передача снабжена концентрично охватывающей основную пружину и имеющей противоположное направление навивки дополнительной пружиной, связывающей ведомый и ведущий валы между собой через втулку с буртиком и фаской, кольцевую фрикционную пару и вспомогательный вал с промежуточными зубчатыми колесами, связь основной пружины с ведомым и ведущим валами выполнена в виде промежуточного вала и центральной фрикционной пары с обоймой на промежуточном валу, имеющей.фаску, промежуточный вал имеет продольные шлицы, на которых установлена втулка, и поперечное отверстие, а передача снабжена установленным в этом отверстии регулятором в виде двух шариков, распираемых пружиной и предназначенных для взаимодействия с фасками втулки и обоймы.

