Стенд для контроля углов установки управляемых колес транспортного средства
Изобретение относится к оборудованию для диагностики автомобиля и предназначено для контроля и установки развала и сходимости управляемых колес транспортного средства, а также для контроля продольных углов наклона шкворней и соотношения между углами поворота колес. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей. Стенд состоит из экрана 12с измерительными шкалами, двух зеркал 6 и 7, связанных со ступицами управляемых колес, двух проекторов 1 и 2, оптически связанных с экраном и включающих сменный излучатель , средние зеркала 3 и 4 с отверстиями в отражающем слое для прохождения световых лучей и по два боковых зеркала 8,9 и 10,11, выполненных в виде отдельных переносных блоков, причем каждый излучатель расположен вертикально в стойке стенда. 3 з.п.ф-лы, 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (ям G 01 В 9/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Фиг. 7
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4449464/11 (22) 02.06,88 (46) 07,02.91, Бюл. М 5 (75) Е.А.Доброхотов (53) 629.113,014.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1352195, кл. G 01 В 9/08, 1987. (54) СТЕНД ДЛЯ КОНТРОЛЯ УГЛОВ УСТАНОВКИ УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к оборудованию для диагностики автомобиля и предназначено для контроля и установки развала и сходимости управляемых колес транспортного средства, а также для контроля про«... Ы 1626084 А! дольных углов наклона шкворней и соотношения между углами поворота колес. Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей. Стенд состоит из экрана
12 с измерительными шкалами, двух зеркал
6 и 7, связанных со ступицами управляемых колес, двух проекторов 1 и 2, оптически связанных с экраном и включающих сменный излучатель. средние зеркала 3 и 4 с отверстиями в отражающем слое для прохождения световых лучей и по два боковых зеркала 8,9 и
10,11, выполненных в виде отдельных переносных блоков, причем каждый излучатель расположен вертикально в стойке стенда. 3 з,п.ф-лы, 5 ил.
1626084
Изобретение относится к оборудованию для диагностики автомобиля и предназнэ II:I о для контроля и ус1энонки развала LI сходимости управляемых колес транспортного средства, а также для контроля продольных углов наклона шкворней и соотношен,1я глежду углами поворота колес.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей.
На фиг.1 изображен стенд с автомобилегл, у которг;го колеса стоят в положении езды по и,,- лой, и . д лучей, проходящих на экран во вг.егл замера сходимости развалов, огш, nIIn: I!a фиг,2 — стенд с автомобиле л.;; .opo!o повернуты колеса, ко да замеряются продольные углы наклона шкворней и соотношение между углами поворо :« ..ций вид; на фиг.3 проектор, вид сбоку; на фиг.4 — то же, вид сверху; на фиг.5 — ламповый излучатель, разрез, Стенд состоит иэ двух симметрично одинаковых проекторов 1 и 2 (фиг.I) с регулируемыми средними зеркалами 3 и 4, расположенными на одной горизонтальной линии, перпендикулярной продольной оси контролируемого транспортного средства на расстоянии 1 — 1,5 м, от каждого из управляемых колес 5, двух колесных зеркал 6 и 7, прижатых к торцам ступиц колес 5, боковых регулируемых зеркал 8 — 11 и экрана 12 для прочтения по нему значений сходимости, развалов колес, продольных углов наклона шкворней и соотношений между углами поворота колес. Каждый проектор состоит иэ двух частей: неподвижного корпуса 13 (фиг.3) с регулируемым средним зеркалом 3, имеющим отверс. ие в отражающем слое для прохождени светового луча (изображен левый проек ор) и подвижной кассеты
14 с зеркалом 15, расположенным под углом
45 по отношению к продольной оси кассеты. Кассета 14 прижата пружиной 16 к трем точкам 17-19 опор, из которых две (точки 18 и 19) являются регулируемыми. В кассете 14 закреплен, например винтами 20 лазерный излучатель 21, например, типа ОКГ-13, проектирующий на экран 12 ярко-красную светящуюся точку. При отсутствии лазеров в кассету может быть вставлен ламповый излу чатель 22, в корпусе ко1орого находятся лаглпэ 23, I;oIIpe!!cop 24, диафрагма 25 и об1, .. ..1 )6, регулируемый для наводки на фо:;е э стенда заключается в выведении с".егящиr ся точек в "0" экрана, Для этого регулировочными винтами, установлено ями в очках 18 и 19 (фиг.3 и 4), луч г,вета иэ левого проектора направляется (авгомог,. ля нэ стенде нет) в отверстие отрэжа5
50 ющего слоя среднего зеркала правого проектора. Так как луч света иэ левого проектора идет постепенно расходясь, то он перекрывает отверстия в отражающем слое среднего зеркала 4 правого проектора и отражается им IIa экран, перемещая зеркало
4, направляют луч в "0" экрана. То же самое проделывают для другого проектора. Нас гройка считается законченной, когда обе светящиеся точки совпадают в ноле экрана.
Таким образом. стенд являе;ся самопроверяемым (для диагностики сходимости и развалов), так как после каждого съезда автомобиля со стенда светящиеся точки показывают правильность его настройки.
Контролируемый ав1омобиль устанавливается управляемыми колесами (продольная ось автомобиля должна быть перпендикулярна лучу, идущему из проектора в проектор) на обычные шариковые площадки (для легкости поворота колес), при этом луч света иэ левого проектора отражается колесным зеркалом 6 (фиг.1), связанным с торцом ступицы колеса 5, обратно к проектору 1, но не дойдя до него, направляется зеркалом 3 на экран 12. С правой сторонь. автомобиля происходит аналогичное прохождение луча света от проектора 2 к экрану 12, Для того, чтобы лучи света не попадали обратно в отверстия средних зеркал 3 и 4, руль автомобиля поворачивают на несколько градусов в любую сторону, в этом случае обе светящиеся точки соответственно смещаются по экрану, не изменяя расстояния между ними, По расстоянию между светящимися точками (по горизонтали) определяется, с помощью шкалы, сходимость колес (в мм), по расстояниям этих точек от нулевой горизонтальной оси прочитываются развалы обоих колес в градусах, Определение продольных углов наклона шкворней выполняется одинаково для каждого колеса в отдельности. Поворачивают левое колесо сначала вправо (обычно на
20 ) до выхода светящейся точки на вертикальную нулевую линию экрана 12 (фиг.2).
Наклоняя зеркало 8 (боковые зеркала 8 и 9 установлены под углом 40О, так как колесо автомобиля поворачивают в обе стороны на
20 ), перемещают по вертикали экрана светящуюся точку вверх до конца шкалы, ограниченной размерами зеркал. Ход лучей показан на фиг.2. Затем зеркалу 9 сообщают такой же наклон, как и у зеркала 8. Поворачивают левое колесо влево на 20, до выхода светящейся точки на вертикальную нулевую линию экрана 12 (в этом случае луч света из проектора 1, пройдя через зеркало 3 и отразившись от зеркал попадает на экран 12, лучи идут так, как они показаны с правой
1626084
Фиг. 2 стороны автомобиля, фиг.2), расстояние от светящейся точки до конца вертикальной шкалы, где находится светящаяся точка (при повороте левого колеса вправо), определяет, в соответствующем масштабе, величину 5 продольного угла наклона левого шкворня, Соотношение между углами поворота колес определяется по экрану 12, при повернутых колесах так, как показано на фиг.2, т.е. на экран выходят сразу две светя- 10 щиеся точки, от каждого из колес, характеризуя угол поворота каждого из них.
Формула изобретения
1. Стенд для контроля углов установки управляемых колес транспортного средства, содержащий экран с измерительными шкалами, два зеркала, связанные =о ступицами управляемых колес и лежащие в их 20 продольных плоскостях, и два проекгора, оптически связанные с экраном, устанавливаемые по разные стороны от контролируе мой пары колес, оптические оси которых расположены нэ одной линии, перпен;.икулярной продольной оси автомобиля, причем каждый из проекторов включает в себя излучатель с источником све1а, диафрагмой и конденсором, среднее зеркало и два боковых зеркала, отличающийся тем, что, с целью расшиоения эксплуатационных возмог ностей, боковые зеркала выполнены в виде отдельных регулируемых блоков. а кам:дый излучатель размещен верт кально в стойке стенда и вкл качает в себя регулируемую кассе1у с зерка .ом, расположенным под углом 45" к световому лучу излучателя.
2. Стендпоп.1,отличающийсятем, по излучатель выполнен ch "нным.
2. Стендпоп,,отличающийсятем, что излучатель включает в себя регулируе; ий <тбьектив для наводки на фокус.
4. Стендпоп.1, отл ич а ю щий ся тем, что каждое из средних зеркал выполнено с отвер::т;м в отражающем слое для прохождени» с;етового луча.
1626084
17
76
73 Фиг. 4
23
Составитель В, Ионова
Редактор Н, Бобкова Техред М.Моргентал Корректор А. Осауленко
Заказ 270 Тираж 375 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101