Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от аварийного режима
Изобретение относится к электротехнике . Цель изобретения - повышение надежности и быстродействия. При повреждении или отсыревшей изоляции двигателя зажигается неоновая лампочка 13, соединенная с делителем напряжения, образованным резисторами 16,17. Включается транзистор 14, который через усилитель 12 включает катушку 10 реле. Контакт 9 отключается. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4416573/07 (22) 28.04.88 (46) 15.01.91. Бюл, М 2 (71) Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов легкой промышленности (72) Н.И.Джус и В.В.Красник (53) 62 l.316,925 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N.702449, .кл. .Н 02 Н 7/08, 1978.
Грундулис А.О. Защита электродвигателей в сельском хозяйстве. М.: Колос, 1982, c;86 — 88, рис,40.
Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите электродвигателей.
Целью изобретения является повышение надежности и быстродействия устройства релейной защиты.
На чертеже приведена схема устройства, Устройство для защиты электродвигателя 1 содержит контактор, силовые контакты которого 2, 3 и 4 включены в фазные провода, цепь управления, состоящую из последовательно включенных катушки контактора 5, кнопки "Пуск" 6, зашунтированной блок-контактом контактора 7, кнопки
"Пуск" 8, размыкающего контакта реле 9, вся цепочка подключена к клеммам для соединения с фазами сети, катушку 10 реле, шунтированную диодом 11, подключенную к выходу усилителя 12, вход которого соединен с выходом оптопары, образованной неоновой лампой 13 и фототранзистором 14, эмиттер-коллектор которого подключен между полюсами источника 15 питания че„„5LI 1621117 А1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ АВАРИЙНОГО РЕЖИМА (57) Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения — повышение надеж- ности и быстродействия, При повреждении или отсыревшей изоляции двигателя зажигается неоновая лампочка 13, соединенная с делителем напряжения, образованным резисторами 16, 17. Включается транзистор
14, который через усилитель 12 включает катушку 10 реле. Контакт 9 отключается.
1 ил, рез третий резистор 16, первый 17 и второй
18 резисторы, соединенные последовательно параллельно одному силовому контакту контактора 4, а неоновая лампа 13 подключена параллельно второму резистору 18, Устройство работает следующим образом.
При подключении устройства к сети с заземленной нейтрал ью через резисторы 17 и 18 протекает ток. Если изоляция электродвигателя нормальная, то ток утечки мал, так как сопротивление изоляции высоко (свыше 0,5 Мом). При повреждении изоляции или при непросушенной изоляции ток через резисторы 17 и 18 возрастает. При этом падение напряжения на резисторе 18 превышает напряжение зажигания неоновой лампы 13. Лампа 13 зажигается и освещает фототранзистор 14, имеющий высокую чувствительность. Последний включается, и на вход усилителя 12 подается нулевой сигнал. Усилитель 12, выполнен, например, в, виде двух последовательно включенных микросхем НЕ типа К 511 при этом подает в
Составитель В. Орлов
Редактор Л. Веселовская Техред M,Ìoðãåíòàë Корректор Н, Король
Заказ 4252 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета па изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 обмотку 10 реле так, Реле срабатывает и размыкает свой контакт 9 в цепи управлений кантактором, чем исключает возможное включение, При нормальной изоляции электродви- 5 гателя 1 лампа 13 не горит, транзистор 14 выключен, на вход усилителя 12 подается напряжение источника 15 питания, Усилитель 12 не подает ток с реле 10 — контакт 9 замкнут, При необходимости пуска двигате- 10 ля 1 нажимают кнопку 6, катушка 5 срабатывает,блок-контактар 7 становится на самаудержание. Контакты 2, 3 и 4эамыкают-. ся, и двигатель 1 запускается, Для остановки двигателя 1 нажимают 15 кнопку "Стоп", катушка 5 отключается, разрывая контакты 2, 3 и 4, Таким образом, устройство обеспечивает превентивную (упредительную} защиту двигателя в состоянии, когда он еще не под- 20 ключен к сети, Это исключает возможность включения двигателя с пониженной изоляцией в сеть, что полностью предупреждает возможность окончательнога (металлического) пробоя изоляции. Этим существенно 25 повышается надежность электродвигателя, Формула изобретения
Устройство для защиты трехфаэнагг электродвигателя от аварийного режима. 30 содержагцее контак ар, контакты которого предназначены для соединения с выводами для включения в фазные провода, питающие трехфазный электродвигатель, цепь управления кантактаром, выполненную в виде цепи последовательно включенных с катушкой контактора кнопок "Стоп", "Пуск", зашунтированной блок-контактом контактора, и катушки контактора, при этом указанная цепь подключена к клеммам для соединения с фаэными проводами сети, неоновую лампу и последовательно включенный ей резистор, второй резистор, шунтирующий неоновую лампу, при этом указанная цепочка подключена параллельно силовому контакту контактара, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и быстродействия устройства защиты, она дополнительно снабжено третьим резистором, фототранзистаром, усилителем с источником питания, реле, катушка которого зашун1ирована диодом, неоновая лампа оптически связана с фототранзистором, эмиттер-коллектор фототранэистора через рети. резистор соединен с выводами источника питания, коллектор соединен с входам усилителя, к выходу которого подключена катушка реле, другой вывод которого подключен к одному из выводов третье о резистора, размыкающий контакт которого включен в цепь управления контактором.

