Шестеренная гидромашина
Изобретение относится к машиностроению , в частности к шестеренным гидромашинам , и может быть использовано в любой области машиностроения в качестве насоса или гидродвигателя Цель изобретения - повышение надежности, долговечности и снижение материалоемкости Шестеренная гидромашина содержит корпус I, в цилиндрических расточках 2 которого размещены шестерни 3 внешнего зацепления с цапфами 4, установленными в подшипниках 5 скольжения с одной сплошной торцо
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
30БИ.""1 „3
БИ1: ),Иср, r.. л
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ юг. 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4619221/29 (22) 04.10.88 (46) 15.01.91. Бюл. № 2 (71) Винницкий проектно-конструкторский технологический институт гидропневмоагрегатов (72) А. В. Диденко, И. М. Козача, П. А. Квасневский, Ю. В. Берко, Н. В. Кислинская, А. М. Туровский и Б. И. Шехтман (53) 621.664 (088.8) (56) Авторское свидетел ьство С С С P № 1330347, кл. F 04 С 2/04, 1986.
„„SU„„1620678 (51)5 F 04 С 2 04
2 (54), ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМДШИНА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным гидромашинам, и может быть использовано в любой области машиностроения в качестве насоса или гидродвигателя. Цель изобретения — повышение надеж ности, дол говечности и снижение материалоемкости. Шестеренная гидромашина содержит корпус l, в цилиндрических расточках 2 которого размешены шестерни 3 внешнего зацепления с цапфами 4, установленными в подшипниках 5 скольжения с одной сплошной торцо162067
3 вой опорной поверхностью, и торцовые компенсаторы 7 с уплотнительными манжетами 8, причем подшипники 5 сопряжены между собой по плоской поверхности
9, а на их внешней радиальной поверхности выполнены выборки с образованием симметрично расположенных ребер, при этом каждый подшипник 5 снабжен второй сплошной торцовой опорной поверхностью, одно из ребер расположено перпендикулярно плоской поверхности 9 подшипников 5, а выборки выполнены с обеспечением соотношения
5 борки d — внутренний диаметр подшипни> ф ка 5; а — угловая протяженность выборки;
@ — наружный диаметр подшипника 5;
r — радиус сопряжения, а минимальная высота торцовых опорных поверхностей выполнена в соответствии с соотношением Ь )Ь, где b — высота торцовой опорной поверхности 6, расположенной со стороны уплотнительной.манжеты 8; Ьг — высота торцовой опорной поверхности, расположенной со сто15 роны днища или торцовой крышки корпуса 1. 2 з. п. ф-лы, 3 ил.
0,7(((1 04, где Н вЂ” высота активнои Н вЂ” Ю части образующей подшипника 5; h — высота торцового компенсатора 7; b — ширина выборки и, кроме того, диаметр и угловая
4 протяженность каждой выборки выполнены в соответствии с соотношением D )Риор— г. — d и=arccos, где Dg — диаметр вы ГРЮ
Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным гидромашинам.
Цель изобретения — повышение надежности, долговечности и снижение материалоемкости.
На фиг. 1 представлена шестеренная гидромашина, продольный разрез; на фиг. 2— подшипник скольжения, разрез; на фиг. 3— разрез А — А на фиг. 2., Шестеренная гидромашина содержит корпус 1, в цилиндрических расточках 2 которого размещены шестерни 3 внешнего зацепления с цапфами 4, установленными в подшипниках 5 скольжения с одной сплошной торцовой опорной поверхностью 6, и торцовые компенсаторы 7 с уплотнитель ными манжетами 8, причем подшипники 5 скольжения сопряжены между собой по плоской поверхности 9, а на их внешней радиальной поверхности 10 выполнены выборки 11 с образованием симметрично расположенных ребер 12, при этом каждый подшипник 5 скольжения снабжен второй сплошной торцовой опорной поверхностью 13, одно из ребер 12 расположено перпендикулярно плоской поверхности 9 подшипников 5 скольжения, а выборки выполнены с обеспечением соотношения
0,7((1,04, Н вЂ” h где Н вЂ” высота активной части образующей подшипника 5 скольжения;
k — высота торцового компенсатора 7;
b — ширина выборки 11, и, кроме того, диаметр и угловая протяженность каждой выборки 11 выполнены в соответствии с соотношением
DS)D d„, Р=ВГССОБ
g-tZe
D — DS где Dg — диаметр выборки 11;
d внутренний диаметр подшипника 5 скольжения; и — угловая протяженность выборки 11;
D — наружный диаметр подшипника 5
ЗО ско. же г — радиус сопряжения, а минимальная высота торцовых опорных поверхностей 6 и 13 выполнена в соответствии с соотношением
b >be где b — высота торцовой опорной поверхности 6, расположенной со стороны уплотнительной манжеты 8; .Ь2 — высота торцовой опорной поверх40 ности 13, расположенной со стороны днища или торцовой крышки корпуса 1.
Шестеренная гидромашина в режиме насоса работает следующим образом.
При вращении шестерен 3 рабочая жидкость захватывается зубьями шестерен 3 и в межзубьевых впадинах переносится из полости всасывания в полость нагнетания. Одновременно давлением рабочей жидкости торцовые компенсаторы 7 с уплотнительными
5О манжетами 8 поджимаются к боковым поверхностям шестерен: 3, а подшипники 5 скольжения поджимаются к поверхности ци-линдрических расточек 2 корпуса 1. Ребра 12 в подшипниках 5 скольжения исключают возможность смятия торцовых опор55 ных поверхностей подшипников 5 скольжения со стороны уплотнительных манжет 8 и способствуют более интенсивному отводу тепла из зоны трущихся поверхностей, что обеспечивает более высокую надежность
1620678
Формула изобретения О — d„, где Dg— а„— а—
41 — х
5 1 b2
0,7(— — (1,04, Н вЂ” h
Рог. 2
5 и долговечность работы шестеренной гид-ромашины.
1. Шестеренная гидромашина, содержащая корпус, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с цапфами, установленными в подшипниках скольжения с одной сплошной торцовой опорной поверхностью, и торцовые 10 компенсаторы с уплотнительными манжетами, причем подшипники скольжения сопряжены между собой по плоской поверхности, а на их внешней радиальной поверхности выполнены выборки с образованием симметрично расположенных ребер, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, долговечности и снижения материалоемкости, каждый подшипник скольжения снабжен второй сплошной торцовой опорной поверхностью, одно из ребер располо- 2р жено перпендикулярно плоской поверхности подшипника скольжения, а выборки вычолнены с обеспечением соотношения где Н вЂ” высота активной части образующей подшипника скольжения;
h — высота торцового компенсатора;
b — ширина выборки.
2. Гидромашина по п. 1, отличающаяся тем, что диаметр и угловая протяженность каждой выборки выполнена в соответствии с ссютношением а=arccos= -.еР
D — Щ диаметр выборки; внутренний диаметр подшипника скольжения; угол выборки; наружный диаметр подшипника скольжения; радиус сопряжения.
3. Гидромашина по п. 1, отличающаяся тем, что минимальная высота торцовых опорных поверхностей выполнена, исходя из соотношения где b1 — высота торцовой опорной поверхности, расположенной со стороны уплотнительной манжеты;
b2 — высота торцовой опорной поверхности, расположенной со стороны днища или торцовой крышки корпуса.
1620678
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, угь Гагарина, 10!
Редактор М. Бандура
Заказ 4230
Дб2../
Составитепь В. Шарыпов
Тсхред А. Кравччк Корректор О. Кравцова
Тираж Подписное



