Регулируемый шкив клиноременного вариатора
Изобретение относится к машиностроению , в частности к автомобилестроению . Цель изобретения - расширение диапазона регулирования передаточного отношения в зависимости от передаваемой мощности за счет изменения осевых сил в процессе регулирования вариатора. При увеличении частоты вращения центробежная сила поворачивает груз 8 на оси 7. Груз 8 взаимодействует с роликом 16 и перемещает диск 1 в осевом направлении. При уменьшении частоты вращения или при увеличении натяжения клинового ремня 6 происходит раздвижение дисков 1 и 2. Муфта свободного хода блокируется, и ось 7 поворачивается вместе с грузом 8. Момент трения , создаваемый пружиной на конических поверхностях отверстия диска 1 и оси 7, препятствует вращению последней, а соответственно , и груза 8. Вследствие этого увеличивается осевая сила, действующая на подвижный диск I. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ.
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТ0РСН0МУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг. 7
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НСМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ П(НТ СССР (21) 4643054/28 (22) 26.01.89. (46) 07.01.91. Бюл. № 1 (71) Московский автомеханический институт (72) А. С. Лукьянов, М. С. Петров, IO. М. Мартыхин и Н. П. Баловнев (53) 621.851.4 (088.8) (56) Патент (,ША № 4027544, кл. F 16 Н 55/52, 1977. (54) РЕГУЛИРУЕМЪ|Й, ШКИВ КЛИНОРЕМЕННОГО ВАРИАТОРА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к автомобилестроению. Цель изобретения — расширение диапазона регулирования передаточного отношения в зависимости от передаваемой мощ„„Я0„,„1618969 А 1 (51)5 F 16 Н 55/56 ности за счет изменения осевых сил в процессе регулирования вариатора. При увеличении частоты вращения центробежная сила поворачивает груз 8 на оси 7. Груз 8 взаимодействует с роликом 16 и перемещает диск 1 в осевом направлении. При уменьшении частоты вращения или при увеличении натяжения клинового ремня 6 происходит раздвижение дисков 1 и 2. Муфта свободного хода блокируется, и ось 7 поворачивается вместе с грузом 8. Момент трения, создаваемый пружиной на конических поверхностях отверстия диска 1 и оси 7, препятствует вращению последней, а соответственно, и груза 8. Вследствие этого увеличивается осевая сила, действующая на подвижным дкск 1. 3 ил.
16
Изобретение относится к машиностроению, в частности к автомобилестроению, и может найти применение в автоматических клиноременных вариаторах автомобилей, мотоциклов, мопедов и других транспортных средств.
Цель изобретения — расширение диапазона регулирования передаточного отношения в зависимости от передаваемой мощности за счет изменения осевых сил в процессе регулирования вариатора.
На фиг. 1 изображен регулируемый шкив клиноременного вариатора, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — скоростная характеристика клиноременного вариатора.
Регулируемый шкив клиноременного вариатора содержит подвижный 1 и неподвижный 2 в осевом направлении диски, причем последний жестко установлен на валу
3 через ступицу 4. Диски 1 и 2, разведенные пружиной 5, контактируют с клиновым ремнем 6. В диске 1 установлена ось 7, на которой качается груз 8. Между осью 7 и грузом 8 установлена муфта 9 свободного хода. На одном конце оси 7 установлена пружина 10, упирающаяся в регулировочную гайку 11, а другой конец оси 7 выполнен в виде конуса, установленного в коническом отверстии 12 подвижного диска 1.
На ступице 4 выполнены приливы 13, установленные в прорези 14 диска 1. В приливах 13 закреплены ось 15 с роликом 16.
Шкив работает следующим образом.
В неподвижном состоянии и при вращении на холостом ходу двигателя диски 1 и 2 шкива разведены пружиной 5. Этот период работы характеризуется отрезком ОБ (фиг. 3). При увеличении частоты вращения центробежная сила поворачивается груз
8 на оси 7 по часовой стрелке. Передача вращающего момента с неподвижного диска 2 на диск 1 осуществляется с помощью выполненных на ступице 4 приливов
13, установленных в прорези 14 диска 1.
Груз 8 взаимодействует с роликом 16 и перемещает диск 1 в осевом направлении, в результате чего происходит выход ремня на минимальный расчетный диаметр ведущего шкива, его поперечное сжатие и работа ведущего шкива в режиме муфты сцепления при буксовании ремня (отрезок БВ, фиг. 3).
При дальнейшем увеличении частоты вращения происходит работа ведущего шкива в режиме клиноременной передачи при максимальном передаточном отношении 1макс (отрезок ВГ, фиг. 3), затем в режиме автоматического регулирования передаточного
Формула изобретения
Регулируемый шкив клиноременного вариатора, содержащий устанавливаемые на валу неподвижный и подвижный в осевом направлении диски для взаимодействия с клиновым ремнем, центробежный механизм, включающий в себя ось и расположенный на ней груз, установленный между дисками упругий элемент и устройство передачи момента с неподвижного диска на подвижный диск, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования передаточного отношения в зависимости от передаваемой мощности, он снабжен муфтой свободного хода, установленной между осью и грузом, дополнительным упругим элементом для взаимодействия с одним концом оси, а на другом конце оси и в одном из дисков выполнены фрикционные поверхностии для взаимодействия между с обо й.
18969
4 отношения от ь.- до ь- (отрезок ГД, фиг. 3) в режиме клиноременной передачи при минимальном передаточном отношении ь-. (отрезок ДЕ, фиг. 3).
При сближении дисков 1 и 2 муфта свободного хода 9 не работает и ось 7 неподвижна. При этом осевые силы, создаваемые на ведущем шкиве, зависят от частоты вращения шкива, усилия пружины 5 и профиля груза 8.
10 При уменьшении частоты вращения или при увеличении натяжения клинового ремня
6 происходит раздвижение дисков 1 и 2.
При этом груз 8 поворачивается на оси 7 против часовой стрелки, в результате чего блокируется муфта 9 свободного хода, и ось 7 поворачивается вместе с грузом 8.
Момент трения, создаваемый пружиной 10 на конических поверхностях отверстия 12 диска 1 и оси 7, препятствует вращению последней, а соответственно, и грузу 8.
20 Вследствие этого увеличивается осевая сила, действующая на подвижный диск 1, в результате чего раздвижение дисков 1 и 2 происходит по закону, отличному от закона сближения дисков, т.е., несмотря на снижение частоты вращения или увеличение на25 тяжения ремня, ведущий шкив работает в режиме клиноременной передачи на минимальном передаточном отношении ьи (отрезок ЕЖ, фиг. 3).
Закон осевых сил при раздвижении
30 дисков 1 и 2 мож но изменять с помощью регулировочной гайки 11 путем изменения усилия пружины 10, от которого зависит момент трения, возникающий на конических поверхностях отверстия 12 диска 1 и оси 7.
1618969
11 10 9
Фиг. 5
Составитель М. Вавилов
Редактор Н. Рогулич Техред А. Кравчук Корре кто р С. Ш е в кун
Заказ 33 Тираж ЗУВ Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101


