Устройство для создания теплового комфорта оператора транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для кондиционирования микроклимата. Цель изобретения - повышение эффективности работы путем улучшения микроклимата салона. Устройство содержит термоэлектрические батареи 1, холодные спаи которых соединены с металлическими пластинами , закрепленными на общей эластичной основе. Теплообменники горячих спаев термобатарей I соединены посредством патрубков с воздушно-жид.- костным теплообменником 7 салона, жидкостным теплообменником 8 обогрева пола и системой предпускового обогрева двигателя транспортного средства. Циркуляция теплоносителя осуществляется насосом 10. 1 э.п, ф-лы, 3 ил. Ј (Л оо 05 J 00 в 12 Фиг.1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (g))g В 60 Н 1/00, 1/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4471399/11 (22) 27.06.88 (46) 07.01.91, Вюл. (71) Днепропетровский инженерно-строительный институт (72 ) В. И. Голуб, В. А, Арефьев, В, В. Толстых, В-, А. Джунь, В. А. Яшин, В. В. Фот, А. Ю. Левченко и Г. Г, Дегтярев (53) 629, 113,06:628.8 (088,8) (56 ) Авторское свидетельство СССР
И- 1115927, кл. В 60 Н 1/02, 1983. (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЕПЛОВОГО КОМФОРТА ОПЕРАТОРА ТРАНСПОРТНОГО
CP ЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к
ÄÄSUÄÄ 1618678 А1
2 устройствам для кондиционирования микроклимата. Цель изобретения — повышение эффективности работы путем улучшения микроклимата салона. Ус- тройство содержит термоэлектрические батареи 1, холодные спаи которых соединены с метаплическими пластинами, закрепленными на общей эластичной основе, Теплообменники горячих спаев термобатарей 1 соединены посредством патрубков с воздушно-жидкостным теплообменником 7 салона, жидкостным теплообменником 8 обогрева пола и системой предпускового обогрева двигателя транспортного средства. Циркуляция теплоносителя осуществляется насосом 10. 1 з.п, ф лыр 3 ил»
l6! 8678
Изобретение относится к транспо1 тному машиностроению, а именно к установкам кондиционирования микроклимата, и может быть использовано в устройствах для создания комфортных условий в салонах транспортных средств.
Цель изобретения — повышение эффективности работы путем улучшения микроклимата салона. 10
На фиг, 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — панель с термобатареями; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 2.
Устройство содержит термоб ат арен
1, холодные спаи которых соединены с металлическими пластинами 2 (фиг. 2, 3) „закрепленными на общей эластичной основе 3, а горячие — с теплообменниками 4, соединенными посредством пат- 20 рубков 5 и 6 с воздушно-жидкостным теплообменником 7 (фиг. 1) салона, жидкостным теплообменником 8 обогрева пола и системой предпускового подогрева двигатепя, включающую жид- 25 костный теплообменник 9 картера двигателя, насос 10, систему трубопровода 1 l. В<од и выход теплообменниI ков 4 соединены между собой обводным каналом (трубопроводом) 12 с трехходо-30 вым краном 13. Воздушно-жидкостный теплообменник 7 снабжен вентилятором
14 и размещен в воздуховоде 15 с выпускными патрубками 16 и 17 и воздушной заслонкой 18.
Устройство для кондиционирования микроклимата транспортного средства работает следующим образом.
В зимний период в условиях низких температур окружающей среды для за в 40 пуска двигателя и подогрева салона транспортного средства термобатареи
1 подключаются к источнику переменного тока и работают в качестве нагревателя, Одновременно .включаются на- 45 сос 10 и вентилятор 14, в воздушную заслонку 18 ставят из положения Х в положение II при этом воздух через воздушно-жидкостный теплообменник 7 и выпускной патрубок 17 поступает в салон, Трехходовой кран 13 ставится в такое положение, при котором теплоноситель с помощью насоса 10 циркулирует по замкнутому контуру: трубопровод 12 — теплообменники 4 — воздушно55 жидкостный теплообменник 7 — трехходовый кран 13 — теплообменник 9 картера двигателя — трубопровод 11 —. теплообменник 8 обогрева пола — насос 10.
При этом происходит обогрев салона конвективным потоком воздуха, проходящим через воздушно — жидкостный теплообменник 7 и патрубок 17, радиационным теплом от теплообменника 8 обогрева пола, расположенного в нижней части салона, кондуктивным теплом за счет непосредственного контакта пластин 2 с тело1ч оператора. При этом температура в салоне распределяется более равномерно. Одновременно с этим происходит прогрев масла в картере двигателя за счет циркуляции теплоносителя в системе предпускового обогрева двигателя. После запуска двигателя термобатареи отключается от источника питания и обогрев салона осуществляется за счет отбора тепло от масла в картере двигателя с помощью жидкостного теплообменника 9.
В летний период, когда нет необходимости отопления салона, термобатареи 1 подключаются к генератору транспортногоо ср едства и р аб от ают в к ачестве охлаждающего устройства. При этом тепло, снятое с горячих спаев термобатарей 1, чере з воздушно-жидкостный теплообменник 7 и выпускной патрубок
16 удаляется наружу. Трехходовый край
13 ставится в такое положение, при котором теплоноситель циркулирует по замкнутому контуру: теплообменники 4 воздушно — жидкостный теплообменник 7 трехходовой кран 13 — насос 10 — трубопровод 12. При этом в. результате непосредственного контакта металлических пластин 2 с телом оператора осуществляется кондуктивное охлаждение поверхности тела оператора, Применение предлагаемого устройства позволяет повысить эффективность работы в различных режимах и регулировать микроклимат оператора в пределах оптимальных значений на протяжении годовой эксплуатации транспортного средства.
Формула изобретения
l. Устройство для создания теплорого комфорта оператора транспортного средства, содержащее воздушно-жидкостный теплообменник салона, жидкостный теплообменник обогрева пола, систему предпускового обогрева двигателя, электронагреватель, подключенньй к источнику электрической энергии, о т—
16186 Юг.2
/оря чае
Сост авител ь А. Барыков
Техред М.Дидык
Корректор Н. Король
Редактор С. Патрушева
Заказ 19 Тир аж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент". г.ужгород, ул. Гагарина,10! личающееся тем,что,cöåëhþ повышения эффективности работы путем улучшения микроклимата салона, электронагреватель включает в себя тер5 моэлектрические батареи, теплообменники горячих спаев которых связаны с упомянутыми воздушно-жидкостным и жидкостным теплообменниками и системой предпуекового обогрева двигателя, 78 6 при этом термоэлектрические батареи подключены к источнику переменного тока с возможностью подключения к исто чнику по стоянного тока.
2. Устройство по п ° 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что термоэлектрические батареи снабжены общей эластичной основой, расположенной в подушке кресла оператора.


