Предохранительное устройство для верхолазов
Изобретение относится к страховочным устройствам и позволяет повысить надежность . В разъемном корпусе на оси с двух сторон от барабана с канатом выполнены участки противоположно направленной резьбы, на каждом из которых установлены фрикционные диски. На каждом из фрикционных дисков расположена ось, взаимодействующая со сходящей ветвью грузового каната, а на корпусе - две серьги, широкие части которых охватывают ось барабана и подпружинены к фрикционным дискам. При возникновении значительных перегрузок происходит поворот серег и торможение барабана . 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) ((Ф) (я)5 А 62 В 1/14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4626690/12 (22) 27.12.88 (46) 07.01.91. Бюл. М 1 (71) Государственный институт по проектированию технологии монтажа предприятий химической промышленности (72) Е.Д,Ицков и M.Е.Ицков (53) 685 723 (088 8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 776623, кл. А 63 В 27/00, 1981. (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕРХОЛАЗОВ (57) Изобретение относится к страховочным устройствам и позволяет повысить надежИзобретение относится к страховочным устройствам.
Целью изобретения является повышение надежности страховки.
На фиг.1 представлено предохранительное верхолаэное устройство; на фиг.2— разрез А-А на фиг.1; на фиг,3 — разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 — разрез  — В на фиг.1.
Предохранительное верхолазное устройство включает разъемный корпус 1, в котором на оси 2 установлен с воэможностью вращения барабан 3, несущий на себе грузовой канат 4 и стопорный узел. Корпус 1 состоит из цилиндрической обечайки 5 и прикрепленных к ней с двух сторон при помощи винтов 6 торцовых щек 7, в которых неподвижно при помощи шлицевых втулок установлена ось 2. В верхней части щек 7 установлен палец 8, к которому крепится скоба 9, предназначенная для закрепления устройства к смонтированной конструкции.
На оси 2 барабана закреплена ленточная спиральная пружина 10, внутренний конец ность. В разъемном корпусе на оси с двух сторон от барабана с канатом выполнены участки противоположно направленной резьбы, на каждом из которых установлены фрикционные диски. На каждом из фрикционных дисков расположена ocb, взаимодействующая со сходящей ветвью грузового каната, а на корпусе — две серьги, широкие части которых охватывают ось барабана и подпружинены к фрикционным дискам. При возникновении значительных перегрузок происходит поворот серег и торможение барабана, 4 ил. которой через упор 11 прикреплен к оси 2 заклепками 12, а наружный конец — к внутренней цилиндрической поверхности 5 барабана. Одна боковая стенка 13 барабана выполнена съемной для установки спиральной пружины 10 и крепится к торцу барабана при помощи винтов 14. Ось 2 барабана имеет с двух сторон упорную резьбу с правой и левой нарезками, Стопорный узел выполнен в виде двух серег 15, к середине нижней части каждой из которых закреплена оттарированная на заданное усилие пружина 16 растяжения, и двух тормозных фрикционных дисков 17, установленных с обеих сторон барабана на резьбовых частях оси 2 посредством резьбовых втулок 18. Узкая верхняя часть каждой из серег 15 шарнирно закреплена посредством втулки 19 с пальцем 20 на корпусе барабана, а нижняя широкая — охватывает ось 2. На периферийной части фрикционных дисков 17 наклепаны при помощи заклепок 21 тормозные накладки 22 из
1618424
55 фрикционного материала, а на нижней части запрессованы штифты 23„к которым за. креплены свободные концы пружины 16 растяжения. На каждом фрикционном диске выполнен прилив 24 с отверстием, в которое запрессована втулка 25 с расположенной в ней осью 26. Ось 26 проходит через втулки свободно с возможностью скольжения относительна них в продольном направлении. С торцов ась 26 зафиксирована гайками 27, На ась 26 с вазможностью вращения установлен ролик 28, фиксируемый на оси в осевом направлении при помощи пружинных шайб 29, контактирующих при осевых смещениях втулки, с бронзовыми шайбами 30. Причем ась 26 ролика 28 лежит в гариз<>нталь <ай плоскости, проходящей через ась барабана 3, а угол между крайними пола>кениями пружин 16 растяжения соответствует ходу фрикциана до полного прижима к б>арабану 3. Ролик 28 сгибается сходящей с барабана ветвь>а грузовога каната 4. Грузовой канат присоединяется к карабину (не показан), Для свободного прохода выступающего ролика 28 в цилиндрической части абечайки 5 корпуса выполнено окно, закрытое боковой крышкой 31 с отверстием для прохода грузавага каната, прикрепленнсй к корпусу винтами 32
Устройство работает следук>шим образам.
Канат 4 наматан на барабан 3. При работе верхолаза канат вытягивается из устройства вместе с прикрепленным к монтажному поясу карабинам. При этом барабан 3 Вращается и спиральная пру>кина 10 нэвивабтся на ась 2, а при асваба>кдении вытянутога каната барабан пад действием ранее навитай пружины 10 вращается в обратную сторону и вбирает канат обратно в устройства. Ветвь каната, сбегающая с барабана, охватывает вращающийся ролик 28 и скользит по нему в процессе наматывания или сматывания в осевом наfl рзвле ни и.
В условиях нормальной работы верхолаз" при рабочих у корениях барабана усилия определяются следующим выражением. (" - б+Т- p}(— cGsc} f < С1H + Ц,„р.,р где r — радиус поворота о и 26 тормазнь>х
Дисков Относительна oси 2 барабана 3;
А — момент инерции барабана; гб РЭДиус барабэ IB;
ТСолр — УСИЛИЕ ат СИЛ СОПратИВЛЕНИя В барабане (fp8HM8 в подшипникэх, трение между витками каната и т,д), сопротивление спиральной пружины 10; атр — линейное ускорение в канате;
Мсопр. р — момент сопротивления трения при вращении тормозных фрикционных дисков по резьбе;
Q — усилие натяжения пружины 16;
Н вЂ” плечо приложения силы 0 относительно оси барабана.
При возникновении экстремальной ситуации, т,е. в начальный период падения верхолаза, резко возрастает ускорение а». в канате, Тогда неравенство принимает,вид Т(1соз х) г > ОН + Moo>>p.Tð, посколькУ с резким возрастанием ускорения а пропорциональна возрастает также усилие в канате Т. При этом момент от усилия натяжения пружины, равный Q Н, и моментсопротивления ат сил грения тормозных фрикционных дисков в резьбе будут преодолены и происходит поворот тормозных фрикционных дисков 17 под действием натяжения каната T. Поскольку фрикционные диски 17 насажены втулками 18 соответственно на правую и левую резьбы на оси 2 барабана 3, диски в процессе поворота начнут сближаться (перемещаться навстречу друг другу). При сближении фрикционные диски 17 своими фрикционными накладками 22 прижимаются к боковым щекам барабана 3. В процессе поворота дисков 17 пружины 16растяжения проходят через нейтральное полажение и способствуют повороту дисков 17 в там же направлении и надежному зажатию боковых щек барабана. Процесс торможения барабана начнется в момент начала прижатия фрикционных накладок 22 дисков 17 к его щекам. Поскольку направление вращения барабана при вытягивании каната совпадает с направлением поворота
:.Ормазных дисков 17, возникающий между ними момент ат трения будет способствовать повороту тормозных дисков, гсилие прижатия фрикционных накладок 22 к боковь>м щекам возрастает и сила трения между ними станет достаточной для обеспечения надежного торможения барабана. При этом да полной остановки тормозные диски повернутся на угаи не более 20-30О. Путь свободнаro падения в атом устройства можно менять подборам усилия пр>жин, углами поворота тОрмозных фаикцианных дискОВ, зэ3G p8> и между щеками барабана и фрикционными накладками тормозных дисков. Эти зазоры в зависимости от шага резьбы на Оси барабана и угла поворота тормозных дисков могут быть в пределах
0,3-0,5 мм.
1618424
Формула изобретения
Предохранительное устройство для верхолазов, содержащее разъемный корпус, установленный в нем на оси барабан, несущий на себе грузовой канат, закрепленную одним концом на оси, а вторым — на барабане спиральную пружину и стопорный узел, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности страховки, на оси с двух сторон от барабана выполнены участки резьбы противоположного направления, стопорный узел выполнен в виде установленных на каждом из участков резьбы двух фрикционных дисков и установленных шарнирно на корпусе своими узкими частями двух серег, широкая часть которых охватывает ось барабана и подпружинена к ней
5 посредством пружины, соединенной с соответствующим фрикционным диском, на каждом из фрикционных дисков выполнен прилив с отверстием,-в котором установлена соединяющая фрикционные диски ось с
10 роликом, взаимодействующим со сходящей ветвью грузового каната, причем ось с роликом расположена в горизонтальной плоскости, проходящей через ось барабана.
1618424
Ю
88
Составитель B.Ãopäååâ
Редактор В.бугренкова Техред М.Моргентал Корректор В.Гирняк
Заказ 7 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, )К-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101



