Наддолотный амортизатор
Изобретение относится к буровой технике. Цель - повышение надежности наддолотного амортизатора за счет снижения удельных нагрузок на упругий элемент, для его амортизатор включает верхний 1 и нижний 2 присоединительные переводники, корпус 3 с выступами 4, размещенными по длине внутренний поверхности, полый ствол 5 с ответными выступами 6, размещенными по длине наружной поверхности, упругий элемент 7, расположенный между корпусом 3 и стволом 5 и жестко связанный с ними. Выступы 4 на внутренней поверхности корпуса 3 и выступы 6 на наружной поверхности ствола 5 выполнены в поперечном сечении эллипсной формы, совмещены по одноименным осям и размещены в одной радиальной плоскости рядами друг под другом. В каждом ряду одноименные оси эллипсов смещены относительно предыдущего ряда в угловом направлении амортизатора, предназначены для гашения осевых и крутильных колебаний. Передача крутящего момента осуществляется от корпуса 3 к стволу 5 с помощью выступов 4,6, разделенных упругим элементом 7. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 Е 21 В 17/07
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,(Б
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4365454/24-03 (22) 15.01.88 (46) 23.12.90. Бюл. М 47 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт буровой техники (72) В.И.Авилов, И.В. Вертель, И.А, Власов, А.В, Кейбал, А.С, Кузьминов и Ю.Ю. Никитин (53) 622.24.053(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 992200119911, кл. Е 21 В 17/07, 1980.
Патент Канады t4 1101832, кл. Е 21 С 17/10, опублик. 1981.
° Ы2 1615314 А1 (54) НАДДОЛОТНЫЙ АМОРТИЗАТОР (57) Изобретение относится к буровой технике. Цель — повышение надежности наддолотного амортизатора эа счет снижения удельных нагрузок на упругий элемент, для чего амортизатор включает верхний 1 и нижний 2 присоединительные переводники, корпус 3 с выступами 4, размещенными по длине внутренней поверхности, палый ствол 5 с ответными выступами 6, размещенными по длине наружной поверхности, упругий элемент 7, расположенный между корпусом 3 и стволом 5 и жестко связанный
1615314
20
45 с ними. Выступы 4 на внутренней поверхности корпуса 3 и выступы 6 на наружной поверхности ствола 5 выполнены в
Иоперечном сечении эллипсной формы, совмещены по одноименным осям и размещены в одной радиальной плоскости рядами друг под другом. В каждом ряду одноимен Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано при бурении глубоких нефтяных и газовых скважин.
Цель изобретения — повышение надежности амортизатора за счет снижения удельных нагрузок на упругий элемент, На фиг, 1 изображен наддолотный ! амортизатор, общий вид, разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение
Б — Б на фиг. 1.
Наддолотный амортизатор имеет рас, положенные по ere концам присоединительные переводники 1 и2, соответственно для связи с вышерасположенной колонкой бурильных труб и с долотом (не показано).
С верхним переводником 1 связан корпус 3 амортизатора, имв ющий выступы 4, расположенные по длине на внутренней поверхности, с нижним переводником 2 связан полый ствол 5 с ответными выступами 6, ! расположенными по длине на его наружной поверхности, Между корпусом 3 и стволом 5 распопожен упругий элемент 7 с поверхностью, ответной наружной поверхности ствола 5 и внутренней поверхности корпуса 3 и жестко связанный с ними, причем выступы 4 на внутренней поверхности корпуса 3 и выступы 6 на наружной поверхности ствола 5 выполнены в поперечном сечении эппипсной формы, совмещены по одноименным осям 8 и 9, размещены в одной радиальной плоскости и расположены рядами друг под другом. В каждом ряду одноименные оси 8 и 9 эллипсов смещены относительно предыдущего ряда в угловом направлении. Этот угол определяется по формуле
360 и где ф- угол поворота;
n — число рядов выступов.
Наддолотный амортизатор работает следующим образом, Передача крутящего момента от корпуса 3 к полому стволу 5 осуществляется с ные оси эллипсов смещены относительно предыдущего ряда в угловом направлении амортизатора, предназначены для гашения осевых и крутильных колебаний. Передача крутящего момента осуществляется от корпуса 3 к стволу 5 с помощью выступов 4; 6, разделенных упругим элементом 7. 3 ип. о помощью выступов 4 и 6 корпуса 3 и ствола
5, соответственно и упругим элементом 7, жестко связанным с корпусом и стволом.
При этом упругий элемент 7, испытывая напряжения сжатия и сдвига, гасит крутильные колебания. Осевые знакопеременные колебания, возникающие при работе долота на забое, передаются полому стволу 5, который смещается в осевом направлении относительно корпуса 3 в резонансе с пиковыми нагрузками на долоте. При этом упругий элемент 7 деформируется, уменьшая знакопеременные нагрузки сжатия и растяжения.
Выполнение выступов зплипсной формы и смещение одноименных их осей в каждом ряду относительно предыдущего ряда позволяет увеличить массу упругого элемента 7, вкпючающуюся в работу при гашении знакопеременных осевых и крутипьных колебаний, что приводит к снижению удельных нагрузок на упругий элемент 7 и повышает его долговечность.
Формула изобретения
Наддопотный амортизатор, содержащий корпус с выступами, расположенными по длине его внутренней поверхности, полый ствол с ответными выступами, распопоженными по длине его наружной поверхности, размещенный между корпусом и стволом упругий элемент с поверхностью. ответной наружной поверхности ствола и внутренней поверхности корпуса и жестко связанный с ними, о т п и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности работы амортизатора за счет снижения удельных нагрузок на упругий элемент, выступы на наружной поверхности ствола и внутренней поверхности корпуса выполнены в поперечном сечении зппипсной формы, совмещены по одноименным осям, размещены в одной радиальной плоскости и расположены рядами друг под другом, причем в каждом ряду одноименные оси эллипсов смещены относительно поедыдущего ряда в угловом направлении.
1615314
Фиг.
Составитель В.Родина
Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор Т,Палий
Редактор М.Бланар
Производственно-издатевьский комбинат "Патент", г, Ужгород, уа:Гагарина, 101
Заказ 3968 Тираж 473 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5


