Устройство для автоматического выключения сцепления и включения тормозов
Изобретение относится к автомобильной технике и может быть использовано на специальных транспортных средствах, имеющих технологическое оборудование с приводом от транспортного двигателя. Цель изобретения - повышение эффективности работы устройства путем предотвращения остановки автомобильного двигателя. Устройство содержит блок 1 управления, связанный с датчиком 2 частоты вращения вала двигателя 3, приводом 4 управления сцеплением 5, установленным в трансмиссии 6 транспортного средства, датчиком 7 частоты вращения вторичного вала коробки передач, датчиком 8 включения передачи и тормозами 9. Блок управления соединен прямой и обратной связью с приводом управления сцеплением и прямой связью с тормозами транспортного средства. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 К 4! 24
ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АBTOPCHÎMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
Я(И ГКНТ СССР (21) 4633746/31-11 (22) 09.01.89 (46) 23.12.90. Бюл. № 47 (7! ) Киевский автомобильно-дорожный институт им. 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции (72) Г. Б. Безбородова, В. Н. Кулагин, А. В. Линовский и В. В. Бартош (53) 629.113-578 (088.8) (56) Заявка Ф Р Г № 2415954, кл. В 60 К 41/24, 1977. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ И
ВКЛЮЧЕНИЯ ТОРМОЗОВ (57) Изобретение относится к автомобильной технике и может быть использовано на
„„SU„„1614962 А 1
2 специальных транспортных средствах, имеющих технологическое оборудование с приводом от транспортного двигателя. Цель изобретения — повышение эффективности работы устройства путем предотвращения остановки автомобильного двигателя. Устройство содержит блок 1 управления, связанный с датчиком 2 частоты вращения вала двигателя 3, приводом 4 управления сцеплением 5, установленным в трансмиссии 6 транспортного средства, датчиком 7 частоты вращения вторичного вала коробки передач, датчиком 8 включения передачи и тормозами 9. Блок управления соединен прямой и обгатной связью с приводом управления сцеплением и прямой связью с тормозами транспортного средства. 2 ил.
1614962
10
Формула изобретения
Изобретение относится к области авто мобильной техники и может быть использо: вано на специальных транспортных средст вах, имеющих технологическое оборудование с приводом от транспортного двигателя.
Целью изобретения является повышение эффективности работы устройства путем предотвращения остановки автомобильного двигателя.
На фиг. представлена блок-схема устройства для автоматического выключения сцепления и включения тормоза; на фиг. 2— диаграмма работы узлов устройства.
Устройство содержит блок 1 управления, связанный с датчиком 2 частоты вращения вала двигателя 3, приводом 4 управления сцеплением 5, установленным в трансмиссии 6 транспортного средства, датчиком 7 частоты вращения вторичного вала коробки передач, датчиком 8 включения передачи и тормозами 9. Блок 1 управления, содержащий два пороговых устройства известной конструкции, соединен посредством связей с датчиками 2 и 7, от которых поступают сигналы о частоте вращения вала двигателя и вторичного вала коробки передач. B качестве датчиков 2 и 7 могут использоваться индуктивные датчики. Блок управления работает традиционно: при снижении величины сигналов от датчиков 2 и 7 до величины заданного порога происходит срабатывание блока и появление t(3 его выходах управляющего сигнала, который посредством прямых связей воздействует на привод 4 управления сцеплением и тормоза 9 траиспортного средства. Введение в устройство обратных связей блока 1 управления с датчиком 8 вклкиения и приводом 4 управления сцеплением позволяет вернуть устройство в исходное состояние при возобновлении движения транспортного средства.
Устройство работает следуюгцим образом.
Сигнал с выхода датчика 2 частоты вращения вала двигателя поступаег в блок управления и при снижении частоты вращения вала двигателя 3 ниже зад í iой минимальной величины блок 1 управления выдает сигнал на привод 4, обеспечивающий выключение сцепления 5. Г1ри этом после выключения сцепления 5 производится определение частоты вращения вторичного вала коробки передач посредством датчика 7 и включения передачи при помощи датчика 8.
Если в коробке передач включена какаялибо передача, а частота вращения вторичного вала коробки передач равна нулю, то блок 1 управления выдает сигнал па включение тормоза 9. Таким образом осуществляется автоматическое затормаживание автомобиля после автоматического выключения сцепления. Возобновление движения осуществляется обычным способом. При воздействии водителем на привод управления сцеплением и выключении передачи по каналам обратной связи в блок 1 управления подаются сигналы от датчика включения передачи и от привода управления сцеплением и осуществляются отключение тормоза 9 и включение сцепления 5. Устройство возвращается в исходный режим контроля.
На диаграмме фиг. 2 представлены графики изменения основных контролируемых сигналов и параметров управления при работе устройства. На участке диаграммы ОА происходит снижение частоты вращения вала двигателя и в точке А она становится равной заданному минимально допустимому значению. Происходят срабатывание блока управления и автоматическое выключение сцепления. При этом двигатель отключается от трансмиссии, частота вращения его вала возрастает до устойчивой величины, а скорость движения автомобиля и, следовательно, частота вращения вторичного вала коробки передач снижаются до нуля (отрезок
АВ). В это время сцепление выключено, а передача включена и блок управления выдает сигнал на включение тормозов (точка В). Участок ВС диаграммы соответствует состоянию транспортного средства после автоматического выключения сцепления и включения тормозов посредством предлагаемого устройства. В точке С при воздействии водителем на привод управления с:!åïлснием и выключении передачи устройство переходит в исходный режим.
Устройство для автоматического выключения сцепления и включения тормозов, содержащее привод управления сцепления, блок управления, связанный с дат иком частоты вращения вала двигателя и тормозами транспортного средства, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности работы устройства путем предотвращения остановки автомобильного двигателя, оно снабжено датчиком частоты вращения вторичного вала коробки передач и датчиком включения передачи, связанными с блоком управления, - îå,äèíåííûì прямой и обратной связью с приводом управления сцеплением и прямой связью с тормозами транспортного средства.
1614962 цепл дкл
BbWn. /mop.
Торм.
Вкл.
В6(КВ
Передан
Юкл.
Выкл
8
ЩГi
Составитель А. Барыков
Редактор Л. Гратилло Техред А. Кравчук Корректор B. Гнрняк
Заказ 3950 Тираж 420 Г!однисн<н
БНИИПИ Государственного комитета яо изобретениям и <»глрьз ням я;; I h;I I1 ССС!
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рах кислая ннб.. д. -! 5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Уж: >р< .i, 1 л Гн нрннь. 101


