Амортизатор
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для остановки движущихся объектов. Целью изобретения является увеличение хода и энергоемкости амортизатора, что достигается за счет введения дополнительных элементов, позволяющих нагружать торсионы в противоположных направлениях и рассеивать энергию при свободном раскручивании последних. Дополнительная шестерня 6 увеличивает ход за счет того, что при вращении попеременно входит в зацепление с подвижными шестернями 9, 10, которые передают момент вращения на торсионы 3, 4. Находясь в среднем положении, шестерня 6 позволяет торсионам свободно раскручиваться, рассеивая энергию. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (!!) (si)s F 16 F 7/12
ГОСУДАРСТВЕН.ЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 8 Б 7
21, (21) 4656104/25 28 (22) 27.02.89 (46) 15.12.90. Бюл. 3Ф 46 (72) В.У.Котельников и С.У.Котельников (53) 621.567.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1335744, кл. F 16 F 1/14, 1986. (54) АМОРТИЗАТОР (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для остановки движущихся объектов. Целью изобретения является увеличение хода и энергоемкости амортизатора, что достигается за счет введения дополнительных элементов, позволяющих нагружать торсионы в противоположных направлениях и рассеивать энергию при свободном раскручивании последних. Дополнительная шестерня
6 увеличивает ход эа счет того, что при вращении попеременно входит в зацепление с подвижными шестернями 9 и 10, которые передают момент вращения на торсионы 3 и 4. Находясь в среднем положении, шестерня 6 позволяет торсионам свободно раскручиваться, рассеивая энергию. 1ил.
1613742 ретка I6, проходя среднее положение, выводит иэ зацепления шестерни 9 и 10, и происходит раскручивание торсионов 3 и 4, что приврдит к рассеиванию накопленной в них энергии, При повороте шестерни 6 на 180 происходит ее заЦепление с шестерней 9, шестерня 10 стопорится фиксатором 21, каретка
16 занимает крайнее левое положение, а торсионы 3 и 4 скручиваются в противоположном направлении.
Дальнейшее увеличение угла поворота шестерни 6 приводит к смещению каретки
16 вместе с шестернями 9 и 10 и кольцом 11 вправо, и процесс повторяется.
Составитель Б. Царев
Техред M.Моргентал
Корректор Э. Лончакова
Редактор А, Лежнина
Заказ 3879 Тираж 531 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для остановки движущихся объектов.:
Целью изобретения является увеличение хода и энергоемкости амортизатора за 5 счет введения дополнительных элементов, позволяющих нагружать торсионы в противоположных направлениях и рассеивать энергию при свободном раскручивании последних. 10
На чертеже изображен амортизатор, поперечный разрез.
Амортизатор содержит разъемный в поперечном направлении корпус 1, установленные в нем параллельно валу 2 два 15 торсиона 3 и 4, причем торсион 3 выполнен из двух частей со шлицами, и.промежуточный вал 5. На валу 2 установлена шестерня
6, торцы 7 и 8 которой параллельны между собой и расположены под углом к оси вала 20
2. Нэ каждой части тор иона 3 установлены подвижные в ocesoM направлении шестерни 9 и 10 с распорным кольцом 11. На обоих концах торсионов 3 и 4 расположены зубчатые колеса 12-15. Каретка 16 снабжена дву- 25 мя выступами 17 и 18 для взаимодействия с торцами 7 и 8 шестерни 6 и параллельными торсионами 3 и 4 противолежащими пазами, в которые входят аналогичные последним выступы 19, расположенные в корпусе 30
1. Корпус 1 также снабжен фиксаторами 20 и 21 для попеременного стопорения шесте- . рен 9 и 10.
Амортизатор работает следующим образом. 35
Вращение шестерни 6 приводит к передаче крутящего момента нэ одну из подвижных шестерен, например на шестерню 10, находящуюся в крайнем правом положении. Другая подвижная шестерня 9 нахо- 40 дится в зацеплении с фиксатором 20. При этом происходит упругопластическое скручивание торсионов 3 и 4. Поворот шестерни
6 вызывает осевое смещение каретки 16 вместе с шестернями 9 и 10 и кольцом 11 45 влево. При повороте шестерни 6 на 90 каФормула изобретения
Амортизатор, содержащий два параллельно установленных в разъемном в поперечном направлении корпусе торсиона с зубчатыми колесами, установленными на обоих концах последних, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью увеличения хода и энергоемкости амортизатора, он снабжен валом, установленной на последнем дополнительной шестерней, торцы которой параллельны между собой и расположены под углом к оси еэлэ, двумя подвижными в осевом направлении шестернями для попеременного взаимодействия с дополнительной шестерней, рэспорным кольцом, установленным между подвижными шестернями, и кареткой с двумя выступами и параллельными торсионэм противолежащими пазами, охватывающей подвижные шестерни со стороны дополнительной шестерни для взаимодействия выступами с торцами последней. а один из торсионов выполнен из двух частей со шлицами на каждой из них и промежуточного вала, связывающего последние, в корпусе выполнены аналогичные пазам каретки выступы для взаимодействия с ними и два фиксэтора для попеременного стопорения подвижных шестерен при одновременном взаимодействии одной из них с дополнительной шестерней.

