Способ переключения передач двухпоточной передачи
Изобретение относится к тяговому и транспортному машиностроению, к тракторам, бульдозерам и другим самоходным машинам сельскохозяйственного, строительно-дорожного и специального назначения с широким диапазоном изменения скоростей. Цель изобретения - обеспечение долговечности передачи путем снижения динамических нагрузок, которая достигается тем, что перед расцеплением звеньев механизма снижают ток возбуждения электрической машины, работающей генератором, а после осуществления расцепления увеличивают его. 1 ил.
союз советских социАлистических
РЕСПУБЛИК (s<)5 В 60 К 17/12
РосудАРственный комитет пО изОБРетеиия1я и ОткРытийм при гкнт ссср
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕР.ЬСТВУ (61) 1521624 (21) 4639062/25-11 (22) 17.01.89 (46) 07.12.90. Бюл. К-. 45 (71) Научно-производственное объединение
lG тpaкторостросни".о
I72) Т,А,Гаврилова и Г.В.Новиков (53) 629.113 (088.8)
,56) Авторское свидетельство СССР
М 1521624, кл. В 60 К 17/12, 1988, (54) СПОСОБ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ДВУХПО. ТОЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ
И обретени<ъ Qтно и гся к 1 я гово<му транспортному машиностроению, к тракторам, бульдозерам, тр.- боукладчикам и другим самоходным машинам сельскохозяйственного, транспортного, строительно-дорожного и специального назначения с широким диапазоном регулирования скорости движения.
Цель изобретения — повышение долговечности передачи путем снижения динамически", нагрузок при переключении передачи
На чертеже изображена двухпоточна —; злектромеханическая переключаемая передача, в ко<арой реализован предложенный способ переклгоч<ения, общий вид.
Передача 1 включает планетарный механизм " . и электрическую регулируемую передачу, включающу.о генератор 3, регулятор
4 частоты вращения, тяговый двигатель 5 и систему 6 управления.
Злектрическая передача может быть любого типа, который определяет вид регулятора; при использовании передачи леременного тока в качестве регулятора
<н< ЯХ<1<> 161 < 764 А2 (54) Изобретение стносится к тяговому и транспортному машиностроению, к тракторам., бульдозерам и дру им самоходчым машинам сельскохозяйственного.,строттельно-дорожного и сг<ециального назначения с широким диапазоном изменения скоростей. Цель изобретения — обеспечение долговечности передачи путем снижения динамических нагрузок, которая достигается тем, что перед расцеплением звеньев ",:"анизма снижают ток возбуждения электрической машины, работаю<цей генератором„а после осуществления расцепления увеличиваю
em. 1 ил. используется преобразователь частоты, при использовании передачи постоянного такарегулятор тока возбуждения электродвигателя, Генератор 3 связан с тепловым двигателем 7, а двигатель 5 — с коронной шестерней
8 планегарного механизма 2.
Солнечна шестерня 9 механизма 2 связана с валом 10 подвижйо и может перемещаться вдоль оси вала 10, Перемещение обеспечивает устройство 11, связанное с устройством 12 у1 раэления переключением.
Водило 13 механизма 2 снабжено зубчатым венцом 14. шестерня 9 под действием устройства
1 "< может выйти из зацепления с валом 10 и войти в зацепление с венцом 14 водила 13, не выходя из зацепления с сателлитами 15.
Зтим самим механизм 2 преобразуется в редуктор с постоянным передаточнымчислом от вала двигателя 5 к валу водила 13 и движителям 16. Передача преобразуется в одноготочную электрическую, а тяговое
1611764 средство переходит из обычного режима движения s режим ходоуменьшения.
Цепь возбуждения машины 3 связана с регулятором 17.
Обратное переключение осуществляет- 5 ся в обратном порядке.
Этот способ переключения может быть реализован и в других двух- и многопоточных электромвханических передачах с пе реключением в механическом суммирующем 10, звене, по какой бы схеме передача ни была . построена и каким бы механизмом ни осуществлялось переключение.
Переключение указанным способом осуществляется в следующей последова- l5 тельности.
По команде водителя на переключение сигнал с блока 12 поступает на регулятор 17 и ток возбуждения машины 3, работающей генератором, снижается.. В результате этого 20 снижается напряжение машины 3 и ток в цепи якорей машин 3 и 5, следовательно, передаваемая через электрическую ветвь передачи 1 мощности и крутящий момент на коронной. шестерне 8 механизма 2. Сниже- 25 ние величины момента до минимальной фактически приводит к тому же эффекту, что и отжатие сцепления в чисто механической передаче, т,е. к плавному прекращению передачи мощности передачей 1 от двигателя 30
7 к движителям 16, После этого устройство 12 управления переключением включает устройство 11, которое, сдвигая шестерню 9, расцепляет ме- 35 ханизм 2. Затем по сигналу устройства 12 на регулятор 17 ток возбуждения машины 3 увеличивается до исходной величины. Электрическая ветвь передачи 1 тем самым приводится в готовность передавать мощность 40 сразу после сцепления механизма 2 в новой позиции, поэтому после осуществления сцепления механизма 2 устройством 11 передача 1 сразу же включается s работу в новом режиме.
Предлагаемый способ переключения сдинаков при переключении передачи 1 и механизма 2 в любую позицию для работы
El любом из возможных для нее режимов.
При таком способе переключения расцепление механизма происходит плавно, без износного трения, благодаря чему долговечность трансмиссии повышается, а динамика процесса переключения существенно улучшается
Снижение тока возбуждения машины, работающей генератором, может выполняться в разной степени, В крайнем случае напряжение возбуждения может быть просто отключено, При этом крутящий момент, передаваемый электрическим каналом, снизится почти до нуля, но минимальное напряжение в цепи сохранится за счет остаточного потока возбуждения, поэтому полного расцепления электрического тракта не произойдет. В любом случае расцепление происходит плавно вследствие естественной инерционности цепи возбуждения электрической машины, Предлагаемый способ переключения планетарного механизма двухпоточной передачи механической мощности может быть использован в любых переключаемых многопоточных передачах при использовании в регулируемом канале электрических передач разного типа и разного рода токов. сРормула изобретения
Способ переключения передач двухпоточной передачи по авт.св. N. 1521624, о тл ича ю щи и ся тем, что, с целью повышения долговечности передачи путем снижения динамических нагрузок, перед расцеплением звеньев передачи снижают ток возбуждения электрической машины, работающей в генераторном режиме, а по- сле расцепления — увеличивают, 1611764
Составитель A.Áàðûêoâ
Редактор С.Патрушева Техред M.Mîðãåíòàë . Корректор А.Обручар
Заказ 3804 Тираж 420 - Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101


