Аварийный амортизатор
Изобретение относится к устройствам для крепления трубопроводов высокого давления и может быть использовано в энергетике. Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения динамических нагрузок в элементах конструкции устройства за счет воздействия штифтов на вкладыши из легкодеформируемого материала и дросселирования последнего через отверстия. Снабжение амортизатора дисками 4 с зубьями на торцах и штифтами 6, установленными в камерах 7 гайки 3 для взаимодействия с вкладышами 6 из легкодеформируемого материала, позволяет повысить надежность работы. 1 ил.
союз советских социАлистичесних
РЕСПУБЛИН
1610128 А 1 (19) <11) (У1) F 16 F 13/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕЧ ЕЛЬСТВУ
3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ по ижжРетениям и отнРытиям
flPM I HAT СССР
1 (21) 4482512/25 — 28 (22) 16.09,88 (46) 30.11.90. Бюл. Х 44 (71) Научно-производственное объединение пЭнергияп (72) Н.М,Новиков, В.А.Теплнцкий, А.Г.Кузнецов и Ю.Н.! 1икин (53) 62-567 ° 1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1178983. кл. F 16 F 13/00, 1984. (54) АВАРИЙНЫЙ АМОРТИЭАТОР (57) Изобретение относится к устройствам для креп.-ения трубопроводов высокого давления и может быть исполь2 зовано в энергетике. Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения динамических нагрузок в элементах конструкции устройства за счет воздействия штифтов на вкладыши из легкодеформируемого материала и дросселирования последнего через отверстия. Снабжение амортизатора дисками 4 с зубьями ча торцах и штифтами, установленными в камерах 7 гайки 3 для взаимодействия с вкладышами 6 из легкодеформируемого материала, позволяет повысить надежность работы, 1 ил.
1610128
Изобретение относится к устро1ствам для крепления трубопроводов высокого давления и может быть использовано в энергетике.
Цель изобретения - повышение на5 дежности.
На чертеже изображен амортизатор, продольный разрез.
Аварийный амортизатор содержит корпус 1, проходящий через него шток
2 с резьбой, предназначенный для связи с удерживаемым объектом, гайку
3, установленную в корпусе 1 на штоке 2,.высота которой меньше высоты внутренней полости корпуса 1, и устройство для регулировки зазора.
Амортизатор снабжен периодически взаимодействующими между собой посредством зубьев на торцах дисками 4, часть которых жестко связана с противоположными поверхностями корпуса 1, а другая часть расположена на штоке
2 с возможностью перемещения вдоль
, него, штифтами 5, одними концами свя- 25 занными с перемещающимися дисками 4 и вкладышами 6.
В гайке 3 выполнены камеры 7, имеющие дросселирующие отверстия 8, в которых размещень1 вкладыши 6 и штифты
5, взаимодействующие с вкладышами 6.
Устройство для регулировки зазора .выполнено в виде кинематической передачи с упругим элементом 9.
Кинематическая передача состоит из находящейся в с рейкой 11, кронштейна 12, рейки 13 и шестерни 14; Если передаточное отношение кинематической передачи отличается от единицы, то шестерня 14 имеет две зубчатые нарезки на разных
40 диаметрах. Критическая сила для упругого элемента 9 должна быть больше усилия передачи движения от штока 2 к гайке 3 через кинематическую передачу, но меньше, чем сила инерции
45 вращения штока 2. На штоке 2 и корпусе 1 предусмотрены узлы крепления с удерживаемым объектом и основанием.
1 50 .Амортизатор работает в двух режимах: в режиме отслеживания температурного расширения трубопровода и в режиме стопорения его при разрушении. При работе в первом режиме шток
;2 движется в осевом направлении очень медленно (около 10 м/с), а на гайку
3 передается вращение посредством кинематической передачи с упругим элементом 9. Поскольку инерция вращения гайки 3 при этом небольшая, зазор между дисками 4 остается неизменным, При ускоренном аварийном движении удерживаемого трубопровода (второй режим), скорость движения штока 2 в осевом направлении возрастает на несколько порядков, сила инерции вращения гайки 3 нри этом во столько же раз возрастает и превышает критическую силу для упругого элемента 9.
Последний деформируется и блокирует кинематическую связь штока 2 с гайкой
3, В результате этого гайка 3 вместе с зубчатым диском 4 проходят имеющийся зазор, и зубчатые диски 4, расположенные на корпусе 1 и на штоке 2, приходят в зацепление, стопоря при этом относительное движение штока 2 и гайки 3. Динамические усилия, возникающие при выборке зазоров в конструкции аварийного амортизатора, гасятся при воздействии штифтов 5 на вкладыши 6 из легкодеформируемого материала и дросселированием последнего через отверстия 8.
Формула, изобретения
Аварийный амортизатор, содержащий корпус, проходящий через него шток с резьбой, предназначенный для связи с удерживаемым объектом, гайку, установленную в корпусе на штоке, высота которой меньше высоты внутренней полости корпуса, и устройство для регулировки зазора, выполненное в виде кинематической передачи с упругим элементом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен периодически взаимодействующими между собой посредством зубьев на торцах дисками, часть которых жестко связана с противоположными поверхностями корпуса, а другая часть расположена на штоке с.возможностью перемещения вдоль него, штифтами, одним концом связанными с перемещающимися дисками, вкладышами из легкодемпфирующего материала, в гайке выполнены камеры, имеющие дросселирующие отверстия, в которых размещены вкладыши и штифты, взаимодействующие другими концами . с вкладышами.

