Способ определения состояния машинных узлов

 

Изобретение относится к измерительной технике. Целью изобретения является повышение информативности измерения путем уточнения величины, типа и места дефекта машинного узла. Высокочастотные импульсы акустической эмиссии, возникающие в машинном узле, преобразуются в электрический сигнал, усиливаются и освобождаются от низкочастотных составляющих. В случае возникновения периодического процесса повреждения полученная последовательность импульсов представляет наложение групп импульсов проццесса повреждения и групп импульсов, неизветсных по своей характеристике. Если измерять достаточно малоинертным измерителем плотности импульсов изменение плотности импульсов во времени, выявляются периодические изменения плотности импульсов, вызванные периодическими группами импульсов повреждения. С помощью анализа сигнала (автокорреляционный анализ или трансформация Фурье) определяются частота и амплитуда процесса или его отдельных составляющих. Эти частоты и амплитуды нормируются величиной, заренее заданной или полученной из процесса. Изменение этих нормированных величин является мерой характера, интенсивности и прогресса во времени процесса повреждения машинного узла. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

„„SU„„1606910 (51)5 G 01 N 3 56

3 ИБЖ6

I !.ГС1(Й.;. 31:.., .!

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTGPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (89) DD/248036 (48) 08.06.89 (21) 7773941/25-28 (22) 21.08.85 (31) WP G 0! М/268505 (32) 18.10.84 (33) DD (46) 15.! 1.90. Бюл. № 42

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ пР!4 ГКНТ СССР (71) Высшая инженерная школа

Циттау (DD) (72) Стурм Адолф, Манфред Боде, Диетер

Кински, Диетмар Рож и Стефан Улеман (DD) (53) 620.178.53 (088.8) (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ МАШИННЫХ УЗЛОВ (57) Изобретение относится к измерительной технике. Целью изобретения является повышение информативности измерения путем уточнения величины, типа и места дефекта машинного узла. Высокочастотные импульсы акустической эмиссии, возникающие в машинном узле, преобразуются в электИзобретение относится к измерительной тех,. ке.

Известна многопараметровая система диагностики, которая позволяет сепарировать тип повреждения, однако эта система требует большого объема измерительной техники.

Особо важно детектирование периодических процессов повреждения (периодическое касание в подшипнике скольжения, прокатывание шарика через место дефекта в подшипнике качения), так как эти процессы быстро прогрессируют во времени и приводят к выходу из строя машинного узла.

2 рический сигнал, усиливаются и освобождаются от низкочастотных составляющих.

В случае возникновения периодического процесса повреждения полученная последовательность импульсов представляет наложение групп импульсов процесса повреждения и групп импульсов, неизвестных по своей характеристике. Если измерять достаточно малоинертным измерителем плотности импульсов изменение плотности импульсов во времени, выявляются периодические изменения плотности импульсов, вызванные периодическими группами импульсов повреждения. С помощью анализа сигнала (автокорреляционный анализ или трансформация

Фурье) определяются частота и амплитуда процесса или его отдельных составляющих.

Эти частоты и амплитуды нормируются величиной, заранее заданной или полученной из процесса. Изменение этих нормированных величин является мерой характера, интенсивности и прогресса во времени процесса повреждения машинного узла. 3 ил.

Известный способ анализа вибрации такой информации не дает, так как в нем используются только классические методы анализа импульсов (энергия и ее распределение, плотность импульсов, распределение высоты, длины и расстояния).

Цель изобретения — повышение информативности измерения, которое достигается путем уточнения величины, типа и места дефекта машинного узла.

На фиг. 1 изображена обработка сигнала для выявления периодических групп импульсов, где обозначено:

Х вЂ” амплитуда импульсов;

1 — плотность импульсов;

1606910

/ „„— автокорреляционная функция; а — амплитуда составляющих;

7, — период изменения;

f — время; т — время в автокорреляционной функции;

f — частота;

f, — частота составляющей с периодом Т,.

На фиг. 2 изображен спектр плотности импульсов для исправного (а) и поврежденного (b) подшипников качения, где обозначено: 10

f — частота; а — амплитуда составляющих; (кд — частота вращения сепаратора; — частота взаимодействия элемента качения с наружным кольцом; 15

j частота взаимодействия элемента качения с наружным и внутренним кольцами.

На фиг. 3 изображено устройство для осуществления предлагаемого способа.

Способ осуществляют следующим обра- 20 зом.

Высокочастотные импульсы акустической эмиссии, возникающие в машинном узле, преобразуются в электрический сигнал, усиливаются, освобождаются от низкочастотных составляющих. Так, полученная последовательность импульсов в случае возникновения периодического процесса повреждения представляет собой взаимное наложение периодической последовательности групп импульсов из процесса повреждения (фиг. 1а) З0 и последовательности импульсов, неизвестной по своим характеристикам (фиг. 1О).

Если периодическая группа импульсов по сравнению с другой составляющей состоит из относительно малого числа импульсов с малой амплитудой и энергией, то при образовании известных импульсных характеристик (энергия, число, распределение амплитуд и длительностей) периодические группы импульсов перекрываются (фиг. 1е) .

Однако, если измерять достаточно малоинертным измерителем плотности импульсов изменение плотности импульсов во времени, TG независимо от наложенной последовательности импульсов, выявляются периодические изменения плотности импульсов, вызванные периодическими группами импульсов повреждения (фиг. ld). С помощью анализа сиг45 налов (автокорреляционный анализ фиг. 1е или трансформация Фурье фиг. l f) определяются частота и амплитуда процесса или его отдельных составляющих. Эти частоты и амплитуды нормируются величиной, заранее заданной или полученной из процесса.

Изменение этих нормированных величин является мерой характера, интенсивности и прогресса во времени процесса повреждения машинного узла. С помощью предельных значений возможна классификация по типу, 55 месту и интенсивности процесса повреждения.

Таким образом, в случае дефекта в работающем подшипнике качения можно определить спектральные составляющие изменения плотности импульсов, которые однозначно указывают тип, место и размер дефекта. При дефекте на поверхности одного элемента качения, например, возникают характерные частоты (f», ) взаимодействия дефекта с поверхностями колец и частоты (f„„) взаимодействия сепаратора, указывающие на повышенные контактные усилия сепаратора.

Устройство для осуществления предл а гаемого способа содержит. датчик 1, предусилитель 2, фильтр 3, усилитель 4, нормирователь 5 длины импульсов, переключатель 6, счетчик 7, вводной блок 8, ЭВМ 9, выводной блок 10, индикаторный блок 11, дискриминатор 12, цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) 13 и клавиатуру 14.

Устройство работает следующим образом.

Сигнал, поступающий с датчика 1, установленного в ссютветствующем месте машинного узла, подается через предусилитель 2 на фильтр 3, где удаляются низкочастотные составляющие (f 20 кГц), чтобы на выходе фильтра 3 остались только импульсы, возникающие при резонансах датчика 1 при ударном возбуждении. Они усиливаются в усилителе 4 и после нормирования длины подаются на счетчик 7, который считает их после нормирования длины или после дискриминатора 12. Переключение входа осуществляется переключателем 6. Содержимое счетчика 7 через вводной блок 8 передается в ЭВМ 9. С помощью выводного блока 10 осуществляется управление устройством через ЦАП 13 и передача результата на индикаторный блок

11. Клавиатура 14 служит для управления и ввода информации через вводной блок

8вЭВМ9.

Формула изобретения

Способ определения состояния машинных узлов, заключающийся в том, что определяют плотность высокочастотных импульсов акустической эмиссии в диапазоне /)20 кГц, отличающийся тем, что, с целью повышения информативности за счет уточнения величины, типа и места дефекта машинного узла, регистрируют быстрые временные изменения плотности импульсов акустической эмиссии, анализируют их периодические изменения частоты и амплитуды, сравнивают с заданными, по характеру изменения их во времени судят о состоянии машинного узла.

16069I0

fK7

1606910

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Редактор А. Ревин

Заказ 3547

Составитель К. Тавлинов

Техред А. Кравчук Корректор С. Шевкун

Тираж 501 Подписное

Способ определения состояния машинных узлов Способ определения состояния машинных узлов Способ определения состояния машинных узлов Способ определения состояния машинных узлов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес

Изобретение относится к диагностике износа и может быть использовано при монтаже средств сигнапизадии износа подшипников роторных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при исследовании взаимодействия инструмента с обрабатываемым зубчатым колесом

Изобретение относится к трибологии

Изобретение относится к испытаниям на изнашивание и может быть использовано для оценки износостойкости гусеничных машин, применяемых в сельском хозяйстве, на транспорте, в геологоразведке и т.п

Изобретение относится к испытаниям материалов на изнашивание и может быть использовано для оценки износостойкости материалов применительно к сельскохозяйственной, землеройной, горнодобывающей и др

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для исследования энергопоглощения при трении

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к установкам для испытания образцов горных пород на трение

Изобретение относится к исследованию трибопроцессов в паре трения вал - втулка при нагрузке, вектор силы которой вращается вокруг оси вала

Изобретение относится к области контактной выносливости

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх