Огнестойкий вспучивающийся состав для покрытий
Изобретение относится к огнезащитным вспучивающимся составам для покрытий. Целью изобретения является повышение огнестойкости защитного покрытия. В огнестойком вспучивающемся составе используют смесь водорастворимого полимера К-9 и лигносульфонатов при следующем соотношении компонентов, мас.%: полимер К-9 75-85 лигносульфонаты до 100. 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) A1 (51)5 С 09 К 21 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К A ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4626187/27-26 (22) 27.12.88 (46) 07. 11.90. Бюл. И- 41 (71) Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) С.И.Агафонова, Н.Г.Прохоров и А.M.Îñòðîâñêèé (53) 678.029.65(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 568270, кл. С 09 К 3/28, 1983. (54) ОГНЕСТОЙКИЙ ВСПУЧИВАЮ)ЧИРСЯ СОСИзобретение относится к огнезащитHbIM вспучивающимся составам для покрытий и может быть использовано на железнодорожном транспорте пви подготовке, преимущественно, металлических конвейеров и вагонов к перевозке легкогорючих грузов.
Цель изобретения — повышение огнестойкости защитного покрытия.
Пример 1. Огнестойкие вспучиваюшиеся составы для покрытий получают путем смешивания расчетного количества водорастворимого полимера
К-9 — отхода производства нитронового волокна и лигносульфонатов в лабораторном смесителе в течение 3-5 мин.
Полученные смеси подвергают лабораторным-испытаниям на огнестойкость и прочность сцепления. Огнестойкость определяют методом "огневой трубы".
Образцы с нанесенным. составом взвешивают и помещают в металлической рамке в "огневую трубу", где подвергают воздействию открытого огня спир2
ТАВ ЛЛЯ ПОКРЫТИЙ (57) Изобретение относится к огнезащитным вспучивающимся составам для покрытий. Целью изобретения является повышение огнестойкости защитного покрытия. В огнестойком вспучивающемся составе используют смесь водорастворимого полимера К-9 и лигносульфонатов при следующем соотношении компонентов, мас.%: полимер. К-9 75-85; лигносульфонаты до 100. t табл. товки в течение 2,5 мин, после чего образцы снова взвешивают. Потери массы образца рассчитывают по формуле
А — Б
 = - — — — -100
А
У где  — потеря массы при горении, %;
А — масса образца до испытаний,г;
Б — масса образца после испытаний, г.
Прочность на сцепление определяют на вибростенде ВЭДС-400А. Целью испытаний является определение способности защитного покрытия противостоять динамическим нагрузкам, возникающим при железнодорожных перевозках при воздействии открытого ,огня.
Предлагаемый и известный составы наносят на образцы стеклоткани,которые наклеивают на металлические имитаторы прямых и z-образных щелей кон- тейнеров.По центру образца проводят контрольную ось. Имитаторы помещают на
1604831 остав
Огнестойкость
Прочность сцепления (сползание покрытия относительно контрольной оси), мм
Содержание компонентов, мас.%
Вид покрытия после воздействия огня отеря ассы, %
Лигносульфонаты
7,43
0,3
Обуглено, при механическом воздействии разрушается
Незначительно обуглено, при механическом воздействии отслаивания. нет
Обугливается и отслаивается
30,0
70,0
0 (Смещения
0 (Смещения
25,0
75,0
3,8 ) нет) 15,0
85,0 нет) I
5,54
0,4
10,0
90,0
Известный
4,7 1 Обугливается и осыпается
0,8
Составитель Н.Куцева
Техред М,Ходанич. Корректор А.Осауленко
Редактор Н.Япола
Заказ 3434 Тираж 565 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, R-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101 вибростенд, где подвергают вибровоздействиям (частота колебаний 30 Гц,амплитуда 9 м/с ), имитирующим реальные нагрузки, возникающие при железнодорожных перевозках. Смещение образцов покрытия относительно контрольной оси контролируют визуально и чувствительными датчиками, соединенными с записывающим устройством. После этих испытаний имитаторы высушивают, а затем подвергают воздействию открытого огня для получения вспученного .покрытия. Имитаторы после огневого воздействия помещают на вибростенд, Ф где снова подвергают вибровоздействиям.. За поведением покрытия ведут визуальное наблюдение. Полученные результаты представлены в таблице.
Как видно из представленных и таблице данных, предлагаемый огнезащит. ный вспучивающийся состав по сравнению с известным обладает повышенной огнестойкостью и прочностью сцепления.
Потеря массы образца после огневых 25 испытаний составляет 3,7-3,8% против
4,7 1%; сползания защитного покрытия и его отслаивания не наблюдалось .
При содержании К-9 менее 70 и более
85 мас.% огнестойкость состава хуже, чем у известного, кроме того, после воздействия огня покрытие обугливается. Оптимальное содержание К-9 составляет 75-85 мас.%.
Таким образом, применение предлагаемого огнестойкого вспучивающегося состава позволяет получить надежное защитное покрытие, позволяющее полностью исключить попадание источников возгорания в легкогорючий груз, обеспечив тем самым его сохранность.
Формула и з о б р е т е н и я
Огнестойкий вспучивающийся состав для покрытий, включающий водорастворимое полимерное связующее, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения огнестойкости защитного покрытия, в качестве водорастворимого связующего используют смесь водорастворимого полимера К-9 †:отхода производства нитронового волокна и лигносульфонатов, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Полимер К-9 75-85
Лигносульфонаты . Остальное.

