Способ получения ингибитора коррозии м-!. гк«тг. д
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (4 1 г
Зависимое от авт. свидетельства №
Кл. 23с 1 ра
Заявлено 11.1.1962 (№ 759355/23-5) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 26.II.1965. Бюллетень ¹ 5
Дата опубликования описания 9.III.1965
Государственный комитет по делам изобретений и открытий СССР
МПК С 10m
УДК 620.197.3(088.8) Авторы изобретения И. А. Мамедов, В. Ф. Негреев, Б. П. Котельников и А. П. Дивенко а" № ?. I. -,. 9
3 аявитель !(г;::.х".й," «g
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИНГИБИТОРА КОРРОЗИИ
Таблица 1
Степень спинке ия коррозии в ",; при теипературе среды, С
Концентрация иигибитора, растворенного в бенепие, мг/л
20 наименование ингибитора
700
40" 50 ао.
88,3 83,4
94,2 9б,3
81,4 79,4
8б,4 81,3
80,7
90,91
Паста ¹ 3
Паста № 3
91,5
94,1
95,3
94,2
100
76,3
8б,7
71,3
Паста № 4
78,1
98,8
81,5
Паста № 4
100
Подггисная груи га № l10
Известен способ получения ингибитора коррозии на основе эфиров этаноламинов. Однако указанные ингибиторы мало эффективны в слабых растворах кислот.
С целью повышения эффективности ингибигора коррозии, предлагается готовить его путем нейтрализации этаноламинами сульфироьанных первичных спиртов.
Испытание эффективности предлагаемого ингибитора проводилось при комнатной температуре и при нагреве.
Испытания при комнатной температуре.
Пластины из нелегированной углеродистой стали после шлифовки и полировки обезжиривались, взвешивались и загружались в стеклянные банки со смесью электролита (0,1 N раствор НС1) и углеводорода (бензин, керосин или нефть) с различными ингнбиторами, а также без них.
Банки герметически закупоривались и не. прерывно в течение 3 час взбалтывались в механической болтушке. По окончании испытаний стальные образцы вынимали из банок, промывали, очищали от продуктов коррозии, а затем взвешивали. Скорость коррозии стали определялась по весовым потерям, отнесенным к единице времени и поверхности (гlм2. час).
Испытания при нагреве. Для выяснения влияния температуры жидкости (коррозиопного агента) на эффективность нефтерастворимых ипгибиторов проводились испытания в колбе с мешалкой и обратным холодильником.
5 Стальные образцы после описанной выше предварительной обработки помещались в четырехгорлую колбу, в которую наливалась смесь, состоящая из 0,1N раствора соляной кислоты и неочищенного бензина в соотно10 шенин 1: 1 по объему (300 мл 0,1N раствора
НС1 и 300 мл неочищенного бензина) с ингибнтором нли без него.
Смесь предварительно нагревали до требуемой температуры, затем в нее погружали об15 разцы, которые энергично перемешивали в
168827
Таблица 2
Состав иасты, .;
Наименование ингибитора! алкилсульфаты иесульфированиые соединения активное вещество соли
Нет
Паста № 1 . 80,64
Паста № 2 .. 91,22
77,41
3,23
87,38
0,21
3,84
Составитель E. Пономарева
Техред Ю. В. Баранов Корректор О. И. Попова
Редактор П. Шлаин
Заказ 320/14 Тираж 1200 Формат бум. 60;к,90 /а Объем 0,13 изд. л, Цена 5 кон, ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретении и открытий СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2 течение 3 час. По потере веса определялась скорость коррозии (гlм- ". час).
Нагрев установки до 70"С производился в магнитной мешалке, выше 70 С вЂ” на масляной бане.
Результаты испытаний приведены в табл. 1.
В табл. 2 даются данные о составе паст.
Паста № 1 представляет сульфаты первичных жирных спиртов, содержащих 12—
14 углеродных атомов и нейтрализованных триэтанол амином.
Добавка предлагаемого ингибитора не меняет показателей бензина, кроме повышения
5 содержания смол в соответствии с .количеством добавляемого ингибитора коррозии. Это имеет место и прн добавлении других известных ннгибиторов.
Повышенное содержание смол устраняется
10 последующей очисткой сырых бензинов, обязательной для коррозионных продуктов.
П р е д м е т изобретения
Способ получения ннгибитора коррозии на основе эфиров этаноламинов, отлича/ощийса тем, что, с целью повышения эффективности ннгибитора коррозии, последний готовят пу20 тем нейтрализации этаноламинами сульфированных первичных спиртов.

