Реактивного двигателя
Союз Советских
Социалистических
Республик
Кл. 62Ь, 37os
4бд, 10
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 18.XI 1.1946 (№ 10682/350455/40-23) МПК В 64с
F 02k с присоединением заявки №
Приоритет—
Государственный комитет по делам изобретений и открытий СССР
Опубликовано 10.XI.1964. Бюллетень № 21
Дата опубликования описания 11.1.1965
ABTOp изобретения
К В Шуликов
Заявитель
СОПЛО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Подписная группа № 188
На известных турбореактивных двигателях применяются неподвижные цилиндрические сопла, ось которых совпадает с продольной осью двигателя. Такое сопло сообщает газовой струе движение только в одном продольном направлении. Это исключает использование тяги двигателя в качестве непосредственной подъемной силы.
Особенность предлагаемой конструкции сопла реактивного дви-ателя состоит в том, что оно оборудовано поворотными в вертикальной плоскости реактивными насадками, монтируемыми на опорно-упорных подшипниках и связанными червячной передачей с приводным механизмом. С помощью этих насадков можно изменять напраьление вектора тяги в вертикальной плоскости.
При такой конструкции сопла энергию газовой струи реактивного двигателя можно использовать непосредственно как источник подъемной силы для осуществления вертикального взлета, вертикальной посадки и тормо>кения летательного аппарата.
На фиг. 1 изображен реактивный двигатель с описываемым соплом, вид сбоку; на фиг. 2— то же, вид сверху; на фиг. 3 — поворотное сопло, вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг.4— сечение по Б-Б на фиг. 1.
Цилиндрическое сопло 1 реактивного двигателя 2 оканчивается двумя симметрично расходящимися каналами 8. В конце каждого капала имеется реактивный поворотный наса5 док 4, имеющий свою плоскость вращения.
Насадки крепятся к торцам каналов с помощью опорно-упорных подшипников 5.
Для отклонения реактивного насадка движение ему сообщается от электропривода 6, 10 установленного на неподвижной части сопла, через червячную передачу, состоящую из червяка 7 и зубчатого сектора 8, закрепленного ца насадке.
15 Сопло снабжено направляющими лопатками 9, а также кожухом 10, предназначенным для внутреннего охлаждения.
Плоскости вращения насадков могут быть как вертикальными, так и наклонными, что
20 диктуется конструктивными размерами и величиной нужного разноса каналов.
Насадки могут поворачиваться на любой заданный угол, благодаря чему достигается не25 сбходимое отклонение газовой струи в зависимости от режима полета. Максимальное отклонение соответствует взлету и посадке, которые выполняются на максимальных оборотах двигателя; для торможения сопло отклоЗо няется вперед.
1об "-.44
Предмет изобретения
Вид A
f г
Фиг 3
E-б
Составитель В. И. Гуслинников
Редактор Л. В. Калашникова Текред Т. П. Курилко Корректор Т. С. Дрожжина
Заказ 3499/ll Тираж 500 Формат бум. 60><90 /а Объем 0,16 изд. л. Цена 5 коп.
UHHIiHH Государственного комитета по делам изобретений п открытий СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2
Повороты пасадков е требуют болыпих усилий.
Основными нагрузками па подшипник при работе двигателя являются аксиальпыс и опорные.
Управление силовым электроприводом может осуществляться дистанционно летчиком или автоматически.
Сопло реактивного двигателя, orëè÷àioùååся тем, что, с целью возможности управления
5 вектором тяги в вертикальной плоскости, оно снабжено поворотными в вертикальной плоскости насадками, монтируемыми на опорно-упорных подшипниках и связанными червячной передачей с приводным механизмом.

