Патент ссср 163085
Подпиская группа Лб 2I1
В. P. Кецлах
Г": "УЛ".г,"д
Il ..* ° ° -* ° Ш Йй "
НОГО УПРАВЛЕНИЯ СУДОВЫМ ГЛАВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ГРЕБНЫМ ВИНТОМ
РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА
В известных системах дистанционного программного объединенного управления судовым главным двигателем внутреннегс сгорания и гребным винтом регулируемого шага (ВРШ используют две рукоятки управления, одна из которых жестко закреплена на управляющем валу и вращает одновременно спиральный кулачок управления всережимным регулятором двигателя и программный кулачок управления механизмом изменения шага, а другая кинематически связана с программным кулачком и перемещает его вдоль оси управ. ? я ю???е?о вала. Зти систем? ? требу?от период??ческого наблюдения за показаниями лага и манипулирования обеими рукоятками управления.
Особенность предлагаемой системы состоит в том, что управление судовым двигателем и гребным винтом производится оез наблюдения за лагом, при помогци общей рукоятки, встроенной в датчик заданной скорости, а управление работой двигателя и ВРШ осуществляется автоматически на основе принципа программирования по постоянным скоростям движения судна посредством установленного на линиях подачи сигналов от датчика заданной скорости и судового датчика истинной скорости — лага, который кинематически соедиiieii с программным кулачком управления шагом гребного винта и управляющим валом.
Автоматический управляющий олок выполнен с регулирующим элементом, преобразующим входные сигналы от датчиков истинной и заданной скорости судна в выходной пропорционально-интегральный относительно разности истинной и заданной скоростей управляющий сигнал, на линии подачи которого установлен следящий сервомеханизм, праща?ощий управляющий вал, а на линии подачи сигнала от датчика истинной скорости судна смонтирован следящий сервомеханизм, персмеща?ощи?! ??po?paммный кулачок упрс?вле?!??я
ВРШ вдоль управляющего вала. Такос гыполнение схемы упрощает ее обслуживание, снижает расход топлива и повышаст надежность защиты двигателя от перегрузки.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема описываемой системы; а фиг. 2 — схема автоматического управляющего блока.
Общая рукоятка управления 1, по положению которон на шкале скоростей 2 определяют величину заданной скорости дви>кен1?я судна, посредством датчика заданной скорости 8 вырабатывает соответствующий сигнал
ii подает его в автоматический управля?ощий блок 4. В этот же блок поступает сигнал от судового датчика-лага 5 истинной скорости движения судна.
Автоматический управляющий блок 4, перерабатывающий исходя из програмх???рова?пи
М 163085 — 2 по постоянным скоростям поступающие к нему сигналы, вращает управляющий вал 6 со спиральным кулачком 7, воздействующим посредством подпружиненного толкателя 8 на задатчик 9, вырабатывающий сигнал, пропорциональный радиусу кулачка 7, который в данный момент нажимает на ролик 10.
Сигнал от задатчика 9 по каналу дистанционной связи подается к сервомеханизму 11 управления регулятором 12 оборотов двигателя 18.
Блок 4 также в зависимости от величины сигнала, поступающего от лага, передвигает при помощи тяги с рычагом 14 программный кулачок 15 с коноидальной и цилиндрическими поверхностями.
Коноидальная поверхность программного кулачка используется для управления ВРШ при переднем ходе судна со скоростью более
3 узлов.
Цилиндрические поверхности программного кулачка используюгся при управлении ВРШ при переднем ходе судна со скоростью менее
3 узлов и при заднем ходе.
Программный кулачок 15 вращается вместе с управляющим валом 6 и воздействует посредством подпружиненного толкателя 16 и ролика 17 на задатчик 18, вырабатывающий сигнал управления шагом ВРШ, пропорциональный радиусу программного кулачка, и на сервомеханизм 19 управления механизмом изменения шага ВРШ 20.
Лвтоматический управляющий блок 4 (см. фиг. 2) состоит из регулирующего механизма
21, в качестве которого может быть применен регулирующий блок 4РБ-32 системы ЛУС, следящего сервомеханизма вращательного движения 22, следящего сервомеханизма поступательного движения 28 и каналов передачи сигналов 24 и 25.
Сигналы, поступающие от датчика 8 заданной скорости и датчика 5 истинной скорости судна, преобразуются в механизме 21 в непрерывный пневматический сигнал (в случае применения пневматического датчика), которыи по каналу 24 поступает к следящему сервомеханизму 22, управляющему кулачками 7 и 15.
Каждому значению сигнала соответствует определенный поворот вала 6.
Сигнал, поступающий от датчика 5 истинной скорости судна к следящему сервомеханизму 23, воздействует на него, и сервомеханизм перемещает кулачок 15 по оси вала.
Каждому значению сигнала истинной скорости соответствует определенный поворот рычага 14 кулачка, при котором против толкателя 16 устанавливается сечение кулачка 15, задающее программу в соответствии со значением истинной скорости, поданным к сервомеханизму.
Таким образом, благодаря постоянному слежению за поступающими в управляющий блок 4 сигналами автоматически осуществляются соответствующие перемещения кулачков
7 и 15 и воздействие их на исполнительные механизмы.
Система применима как для управления гребной установкой с одним главным двигателем, работающим на один ВРШ, так и для управления гребной установкой с двумя главными двигателями, работающими каждый на свой ВРШ.
Предмет изобретения
1, Система дистанционного программного объединенного управления судовым главным двигателем внутреннего сгорания и гребным винтом регулируемого шага (ВРШ), включающая в себя управляющий вал со спиральным кулачком управления оборотами двигателя и программным кулачком управления шагом ВРШ, кинематически связанными с подпружиненными толкателями, воздействуюшими посредством дистанционных следящих устройств на регулятор оборотов двигателя и механизм изменения шага ВРШ, отличающ а я с я тем, что, с целью упрощения обслуживания, повышения эффективности, снижения расхода топлива и защиты двигателя от перегрузки, она выполнена с датчиком истинной скорости судна — лагом, датчиком заданной скорости судна с встроенной в него единой рукояткой управления и с автоматическим управляющим блоком, установленным на линиях подачи сигналов от датчиков истинной и заданной скоростей, кинематически соединенным с управляющим валом и программным кулачком управления шагом ВРШ.
2. Система по п. 1, отл и ч а ю ща я с я тем, что, с целью автоматизации управления оборотами двигателя и шагом ВРШ, исходя из принципа программирования по постоянным скоростям движения судна, автоматический управляющий блок выполнен с регулирующим элементом, преобразующим входные сигпалы от датчиков истинной и заданной скоростей судна в выходной пропорционально-интегральный относительно разности истинной и заданной скоростей управляющий сигнал, на линии подачи которого установлен следящий сервом еханизм, вращающий управляющий вал, а на линии подачи сигнала от датчика истинной скорости судна монтирован следящий сервомеханизм, перемещающий программный кулачок управления ВРШ вдоль управляющего валика.


