Патент ссср 163028
СОЮЗ COBETCKNX
СОЦNAANCTNЧЕСКЖХ
Р СП 1 БАЦК
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕтЕНИя
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ № 163028
Класс
46l, 8юа
14с, 12,, МПК
F 02с
F 01d
Заявлено 04.!11.1963 (№ 823502/40-23) ГОСУААРСТВЕННЫИ
КОМИТЕТ ПО АЕЛАМ
ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
СССР
УДК
Опубликовано 27.Ч.1964. Бюллетень № 11
Подписная группа № бб
О. И. Аладьин, В. Ф. Осипов и А. И. Воробьев
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ СОПЛОВЫХ ЛОПАТЬК
С ОБОДОМ В ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЯХ
Предмет изобретения
В сопловых аппаратах газотурбинных двигателей лопатки с ободом соединяются при помощи буртов на нижних полках лопаток и гнезд на ободе, цилиндрических штифтов, приваренных к нижним полкам лопаток, или другим каким-либо способом. Необходимым условием при этом является возможность радиального перемещения обода относительно лопаток при нагреве с сохранением его центровки. В известных конструкциях центрирующий элемент (профиль лопатки, цилиндрические штифты, приваренные к профилю, и т. д.) является также и силовым.
При соединении лопатки с ободом путем центровки ее на профиле пера или на цилиндрических штифтах оси лопаток не удается расположить в одной плоскости вследствие различной установки их в корпусе в пределах допусков на изготовление лопаток. По этой причине гнезда в обойме под фиксирующие элементы лопаток выполняются с большим зазором, что отрицательно сказывается на качестве центровки, т. е, не все лопатки воспринимают нагрузки в осевом направлении, а это приводит к увеличению усилия и наклепу.
Кроме того, фиксирующий элемент (перо, штифт) воспринимает нагрузки, действующие на обойму в осевом направлении, вследствие чего контактные напряжения в месте соединения лопатки и обоймы возрастают и мешают их взаимному перемещению в радиальном направлении при нагреве. Поэтому такое соединение может заклиниваться по контактным поверхностям, что приводит к короблению обоймы и износу лабаринта.
Предлагаемая конструкция соединения обода с лопатками отличается от известных тем, что в ней центрирующий и силовой элементы разделены и не мешаютдругдругупри работе, при этом исключается возможность заклинивания лопаток обода, что позволяет выдерживать малые зазоры лабирин га и предотвращает снижение к. и. д. от перетекания газов.
Соединение состоит нз центрирующего прямоугольного выступа 1, выполненного на нижней полке лопатки 2 и паза 8 с двумя открытыми сторонами (шлица) на ободе 4.
Силовой элемент, воспринимающий газовые нагрузки, состоит из бурта б на нижней полке лопатки и гнезда б на ободе. Сопловая лопатка крепится в корпусе крючками 7.
Во время работы выступы 1 лопатки, свободно скользя в прямоуго IbHых пазах 8, не препятствуют расширению обоймы в радиальном направлении при нагревании.
Устройство для соединения сопловых лопаток с ободом в газотурбинных двигателях, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что. с целью устра№ 163028
4-4
Составитель В. А. Ранов
Редактор Л. В. Калашникова Техред Т. П. Курилко Корректор О. Б. Тюрина
Подп. к печ. 3/VII — 64 г. Формат бум. 60 90 з Объем 0,13 изд. л.
Заказ 146172 Тираж 675 Цена 5 коп.
ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2 нения заклинивания лопаток и ооода при нагреве, его центрирующий элемент выполнен раздельно от силового, в виде сопряженных между собой прямоугольного выступа на нижних полках лопаток и паза на ободе с двумя открытыми сторонами.

