Механизм преобразования вращательного движения во вращательно-поступательное
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах со сложным движением ведомого звена. Цель изобретения - расширение кинематических возможностей. Для получения положительного эффекта вал 3, установленный с возможностью вращения в основном корпусе 1 и дополнительном корпусе 2 и взаимодействующий с гайкой 4, связан муфтой 5 с корпусом 2, муфта 6 связывает корпус 1 с корпусом 2, а стойка 7, предназначенная для предотвращения проворота гайки 4, жестко связана с корпусом 2. Две полумуфты каждой из муфт 5 и 6 установлены с зазором, заполненным сплавом Вуда, причем в одной полумуфте размещен нагревательный элемент 12. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
3 СОВЕТСКИХ
СОЦ)4АЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 H 25/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ .ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4611213/25-28 (22) 28.11.88 (46) 07.10.90. Бюл. № 37 (72) Л. A. Балиев (53) 62-231.223 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1193345, кл. F 16 Н 25/20, 1984. (54) МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
ВРАШЯ.ТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВРАЩАТЕЛЬНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах со сложным движением ведомого
„„5U„„1597484 А 1 звена. Цель изобретения — расширение кинематических возможностей. Для получения положительного эффекта вал 3, установленный с возможностью вращения в основном корпусе 1 и дополнительном корпусе 2 и взаимодействующий с гайкой 4, связан с муфтой 5 с корпусом 2, муфта 6 связывает корпус 1 с корпусом 2, а стойка 7, предназначенная для предотвращения проворота гайки 4, жестко связана с корпусом 2. Две полумуфты каждой из муфт 5 и 6 установлены с зазором, заполненным сплавом
Вуда, причем в одной полумуфте размещен нагревательный элемент. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
1597484
15
Формула изобретения
30
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах со сложным движением ведомого звена.
Цель изобретения — расширение кинематических возможностей.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема механизма; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1.
1. Механизм преобразования вращательго движения во вращательно-поступательное содержит основной корпус 1, установленный в нем с возможностью вращения дополнительный корпус 2 установленный в корпусах с возможностью вращения рабочий вал, выполненный в виде винта 3, взаимодействуюшую с винтом гайку 4, две муфты автоматического управления, установленные коаксиально винту 3, одна из которых (муфта 5) связывает дополнительный корпус 2 с винтом 3, а другая (муфта 6) — дополнительный корпус 2 с основным корпусом 1, и предназначенную для предотвращения проворота гайки 4 стойку 7, установленную параллельно винту 3 и жестко связанную с дополнительным корпусом 2. С гайкой 4 жестко связан кронштейн 8 с грузом 9, а винт приводится во вращение приводом 10.
Муфты 5 и 6 автоматического управления содержит полумуфту 11 с нагревательным элементом 12 и полумуфту 13 в зазоре между которыми в кольцевой проточке расположен сплав Вуда 14. Полумуфты 11 и 13 установлены с возможностью вращения относительно общей оси. В полумуфте 13 размещен датчик 15 для контроля температуры сплава Вуда.
Механизм работает следующим образом.
В начальном состоянии, когда сплав Вуда 14 в обеих муфтах находится в твердом состоянии, груз 9 жестко зафиксирован от перемещения. При необходимости получения вращательного движения в муфте 6, связывающей основной корпус 1 с дополнительным корпусом 2, сплав Вуда разогревается до жидкого состояния при помощи нагревательного элемента 12. Переход сплава в жидкое состояние определяется по датчику 15. Затем при помощи привода 10 приводится во вращение винт 3. Поскольку винт 3 жестко связан через муфту 5 с дополнительным корпусом 2, то вращается корпус 2, вместе с ним стойка 7, гайка 4 и груз 9.
В случае, когда необходимо получить поступательное движение груза 9 приводится в действие нагревательный элемент муфты 5, связывающей винт 3 с дополнительным корпусом 2; При этом сплав 14 Вуда переходит в жидкое состояние и при работе привода 10 начинает вращаться винт 3, а гайка 4 двигаться по направляющей стойке 7. Вместе с гайкой 4 совершает поступательное движение груз 9.
В случае, когда необходимо получить одновременно и вращательное и поступательное движения груза 9, сплав Вуда 14 при помощи нагревательных элементов 12 переводится в жидкое состояние в обеих муфтах 5 и 6. При этом соотношение между вращательным и поступательным движениями груза 9 определяется соотношением вязкости сплава Вуда в муфтах. Вязкость сплава определяется его температурой. Следовательно, соотношение между вращательным и поступательным движением в данном случае определяется температурой нагревательных элементов 12.
1. Механизм преобразования вращательного дви жени я во вра щательно-поступательное, содержащий основной и установленный в нем дополнительный корпуса, установленный в корпусах с возможностью вращения рабочий вал, выполненный в виде винта, установленную на нем с возможностью перемещения гайку и параллельную винту стойку, предназначенную для предотвращения проворота гайки, отличающийся тем, что, с целью расширения кинемагических возможностей, он снабжен двумя установленными коаксиально винту муфтами автоматического управления, одна из которых связывает основной корпус с дополнительным, другая — дополнительный корпус с винтом, стойка жестко связана с дополнительным корпусом, а последний установлен с возможностью вращения относительно основного корпуса.
2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что полумуфта каждой из муфт установлены с возможностью вращения относительно общей оси и с зазором между ними, заполненным сплавом Вуда, а в одной из них установлен нагревательный элемент.
1597484
11
Я
19
Фиг.2
Составитель А. Николаев
Редактор О. Головач Техред А. Кравчук Корректор М. Пожо
Заказ 3037 Тираж 487 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, ® — 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101


