Колонковый снаряд
Изобретение относится к горному делу и предназначено для бурения скважин с отбором керна. Цель - повышение выхода керна. Для этого стопорное соединение выполнено в виде храповой муфты, зубчатый венец 20 которой расположен на торце статора над подшипниковым узлом 6. Муфта имеет подпружиненные рычажки 21, размещенные на торце керноприемной трубы 14 и ориентированные в сторону вращения. Статор 4 связан с наружной трубой 1 расположенными между торцами статора и керноприемной трубы 14 в плоскости поперечного сечения пластинами 13. Количество пластин 13 берется на единицу меньше количества подпружиненных рычажков 21. Суммарная площадь просветов между пластинами больше или равна половине площади сечения кольцевого зазора между торцом ротора и трубой 1. Расстояние между зубчатым венцом храповой муфты и торцом трубы 14 больше толщины пластины 13 и рычажка 21 вместе взятых. Пластины 13 поочередно выводят рычажками 21 из зацепления с зубьями на статоре. Рычажки 21, поворачиваясь вокруг осей, пропускают пластины 13, поджимаемые пружинками, и снова поднимаются, упираясь в зубцы и удерживая трубу 14 от вращения. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1594260
А1 (51)5 Е 21 В 25/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
77"
Ат
6тг!
79 гз г
17
"I
:8 77 лагг
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4480866/24-03 (22) 12.09.88 (46) 23.09.90. Бюл. № 35 (7I) Сургутское отделение Западно-Сибирского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института и технологии глубокого разведочного бурения (72) Г. К. Е ш им о в, В .. Ш., Ш м а в оня нц и В. М. Ешимова (53) 622.243.64 (088.8) (56) Волков А. С., Волокитенков А. А. Бурение скважин с обратной циркуляцией промывочной жидкости.— М.: Недра, 970, с. 153 — 157.
Памит П. А.,Корнеев К. Е. Буровые долота. Справочник.— М.: Кедра, 1971, с. 286. (54) КОЛОНКОВЫЙ СНАРЯД (57) Изобретение относится к горному делу и предназначено для бурения скважин с отбором керна. Цель — повышение выхода керна. Для этого стопорное соединение выполнено в виде храповой муфты, зубчатый венец 20 которой расположен на
2 торце статора над подшипниковым узлом 6.
Муфта имеет подпружиненные рычажки 21, размещенные на торце керноприемной трубы 14 и ориентированные в сторону вращения. Статор связан с наружной трубой 1 расположенными между торцами статора и керноприемной трубы 14 в плоскости поперечного сечения пластинами 13. Количество пластин 13 берется на единицу меньше количества подпружиненных рычажков 21.
Суммарная площадь просветов между пластинами больше или равна половине площади сечения кольцевого зазора между торцом ротора и трубой 1. Расстояние между зубчатым венцом храповой муфты и торцом трубы!4 больше толщины пластины 13 и рычажка 21 вместе взятых. Пластины 13 поочередно выводят рычажками 21 из зацепления с зубьями на статоре. Рычажки 21, поворачиваясь вокруг осей пропускают пластины 13, поджимаемые пружинками, и снова поднимаются, упираясь в зубцы и удерживая трубу 14 от вращения.
1 з. и. ф-лы, 6 ил.
4 ка и постановки снаряда на забой в полость снаряда малым расходом подают промывочную жидкость, очищая трубу 14 от шлама. е Затем увеличивают расход, приводя во вращение ротор 7 забойного двигателя и соединенную с ним пластинами 13 наружную трубу 1 с долотом 2. Выступ 19 вытала кивает элемент 17 в седло 16, перекрывая полость трубы 14 от нисходящего потока а промывочной жидкости. Пластины 13 поочедд 0 но выводят рычажками 21 из зацепления
10 с зубьями на статоре 4. Рычажки 21, поворачиваясь вокруг осей 22, пропускают пластины 13, поджимаемые пружинками, и снова поднимаются, упираясь в зубцы и удерживая трубу 14 от вращения, так как количество рычажков на единицу превышает количество пластин, в результате чего в зацеплении постоянно находится не менее одного рычажка.
Изобретение относится к горному делу в частности к устройствам для бурения сква жин с отбором керна.
11елью изобретения является повышени выхода керна.
На фиг. 1 изображен колонковый сна ряд, нижнйя част>ь; на фиг. 2 — то же, верх няя, часть; на фиг. 3 — разрез А — А н фиг. 1; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 1 на фиг. 5 — разрез  — В на фиг. 3; н фиг, 6 — участок обратного клапана ви в аксонометрии.
Колонковый снаряд содержит наружнук трубу 1 с колонковым долотом 2, имею
LIlHM каналы 3. Наружная труба 1 закреп лена на статоре 4 гидравлического забой ного двигателя 5 посредством подшипнико вого узла 6.
Двигатель 5 имеет ротор 7 на подшип никовой опоре 8 с уплотнением 9. Ниж ний конец ротора 7 образован шпинделем 10, соединенным зубцами 11 с полой втулкой 12, 20 и связан с наружной колонковой трубой 1 пластинами 13, размещенными в плоскости поперечного сечения.
Формула изобретения
Внутри трубы 1 размещена керноприемная труба 14 с кернователем 15 и обратным клапаном, состоящим из седла 16 и запорного элемента 17. Запорный элемен-. 17 удерживается в эксцентричном относительно седла 16 положении группой упругодеформируемых элементов 18, при этом торец ротора на втулке 12 выполнен с выступом 19 для взаимодействия с запорным элементом 17 и сброса его на седло в закрытое пол>о жение. Керноприемная труба 14 связана =-o статором 4 cTQIlopHblM соединением, выполненным в виде храповой муфты, зубчатый венец 20 которой расположен на торце статора 4 под подшипниковым узлом 6, а подпружиненные рычажки 21 размещены на торце керноприемной трубы 14 на осях 22 и ориентированы в сторону вращения, при этом количество пластин 13 на единицу меньше количества рычажков 21, а суммарная площадь просветов между пластинами больше или равна половине площади кольцевого сечения между торцом ротора и наружной трубой 14.
Керноприемная труба 14 в верхней части центрируется подшипником 23 и оснащена каналами 24, которые вместе с каналами 25 в роторе 7 и в долоте 2 обеспечивают подачу жидкости на забой.
Расстояние между зубчатым венцом 20 храповой муфты и торцом керноприемной трубы 14 больше тол|цины пластины 1ч и рычажка 21 вместе взятых.
Колонковый снаряд работает следующим образом.
Перед спуском на забой элемент 17 удерживается группой элементов 18. После спус1. Колонковый снаряд, содержащий наружную трубу с колонковым долотом, гидравлический забойный двигатель со статором, ротором, соединенным с наружной ко25 лонковой трубой, закрепленной на статоре посредством подшипникового узла, и керноприемную трубу с обратным клапаном и кернорвателем, размещенную внутри наружной трубы и связанную стопорным соеди 30 нением со статором забойного двигателя, отлича>ощийся тем, что, с целью повышения выхода керна, стопорное соединение выполнено в виде храповой муфты, зубчатый венец которой расположен на торце статора над подшипниковым узлом, а ее подпружиненные рычажки размещены на торце керноприемной трубы и ориентированы в сторону вращения, при этом статор связан с наружной трубой расположенными между торцами статора и керноприемной трубы в плоскости поперечного сечения пластинами, 40 количество которых на единицу меньше количества подпружиненных рычажков, суммарная площадь просветов между пластинами больше или равна половине плошади сечения кольцевого зазора между торцом ротора и наружной трубой, а расстояние между зубчатым венцом храповой муфты и торцом керноприемной трубы больше толщины пластины и рычажка вместе взятых.
2. Снаряд по п. 1, отличающийся тем, 50 что он снабжен группой упругодеформируемых элементов для удержания запорного элемента обратного клапана в эксцентричном относительно седла положении, при этом торец ротора выполнен с выступом для взаимодействия с запорным элементом и возможностью сброса его на седло в закрытое положение.
1594260
1594260
27!
12
Фиг.б
Составитель В. Акслер
Редактор И. Дербак Техред А. Кравчук Корректор М. Максимишинеп
Заказ 2816 Тираж 468 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прп ГКНТ СССР
1 13035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4 5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101




