Колесная пара рельсового транспортного средства
Изобретение относится к рельсовому транспорту. Цель изобретения - повышение долговечности и улучшение динамических качеств. Колесная пара содержит неподвижную ось 1 с установленными на ней колесами 2 при помощи подшипников 3, которые соединяются торсионно-упругими полувалами 4, 5. Обращенный к середине колесной пары конец полувала 4 имеет конусообразную часть, с внутренней поверхностью которой контактируют конусные секторные фрикционные элементы 6, 7, установленные в пазах на другом полувале 5. Нажатие на фрикционные элементы 6, 7 осуществляется при помощи пружины 8 и нажимной гайки 9. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)з В 60 В 35/14,37/08
ГОсудАРстВенчый кОмитет
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4394067/27-11 (22) 15.03.88 (46) 23.09.90. Бюл. М 35 (71) Ворошиловградский ма шиностроительный институт (72) Е.В. Михайлов, А.Г. Кулешов, В.П. Ткаченко, Н.И. Горбунов и А.Л. Голубенко (53) 625.2.011.44(088,8) (56) Патент США М 2124953, кл. 295-36, 1938. (54) КОЛЕСНАЯ ПАРА РЕЛЬСОВОГО
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к рельсовому транспорту. Цель изобретения — повышение
5U 1593у78 А1 долговечности и улучшение динамических качеств. Колесная пара содержит неподвижную ось 1 с установленными на ней колесами 2 при помощи подшипников 3, которые соединяются торсионно-упругими полувалами 4, 5. Обращенный к середине колесной, пары конец полувала 4 имеет конусообразную часть, с внутренней поверхностью которой контактируют конусные секторные фрикционные элементы 6, 7, установленные в пазах на другом полувалу 5. Нажатие на фрикционные элементы 6, 7 осуществляется при помощи пружины 8 и нажимной гайки 9.
2 ил.
1593978
Изобретение относится к рельсовому транспорту и касается конструкции ходовых частей экипажей.
Цель изобретения — повышение долговечности и улучшение динамических качеств, На фиг. 1 схематично изображена предлагаемая колесная пара; на фиг. 2 — разрез
А-А на фиг. 1.
Колесная пара содержит неподвижную ось 1 с установленными на ней колесами 2 при помощи подшипников 3. Колеса 2 соединяются TQpcMoHHo-óïðóãèìè полувалами
4 и 5. Обращенный к середине колесной пары конец полувала 4 имеет конусообразную часть, с внутренней поверхностью которой контактируют конусные секторные фрикционные элементы 6 и 7, установленные в пазах на другом полувалу 5. Нажатие на фрикционные элементы 6 и 7 осуществляется при помощи пружины 8 и нажимной гайки 9, установленных на том же полувалу
5, Колесная пара работает следующим образом.
При движении экипажа на предлагаемых колесных парах в прямых участках пути, а также в пологих кривых продольные составляющие сил взаимодействия колес 2 с рельсами пропорциональны их относительным проскальзываниям и сравнительно невелики, При этом величины моментов Мр, скручивающих колесную пару, также невелики и не превосходят заданной величины момента трения Мтр во фрикционном соединении полувалов 4 и 5. 3а счет торсионной податливости последних колеса 2 колесной пары могут поворачиваться на некоторый угол р одно относительно другого:
Ж
M жР где жр- суммарная жесткость полувалов 4 и 5; Это позволяет снизить проскальзывание колес 2 по рельсам в прямых участках пути и пологих кривьх (соответственно уменьшить и их износ), а также увеличить длину волны влияния, что благоприятно сказывается на динамических качествах экипажа в горизонтальной плоскости.
При движении экипажа на предлагаемых колесных парах в кривых малого радиуса упругость соединения колес 2 уже не может компенсировать различие в путях, проходимых левым и правым колесами колесной пары. В результате возрастают величины жестких проскальзываний колес по рельсам. При этом растут и соответствующие величины моментов Мр, скручивающих колесную пару. При выполнении условия хождении кривых участков пути. При этом
2 Рь f Rg S
MTð—
©ормула изобретения
Колесная пара рельсового транспортного средства, содержащая неподвижную ось с колесами, установленными на ней посредством подшипников, и охватывающие.ось полувалы, одними концами связанные с соответству ощими колесами, а другими — друг
55 с другом, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности и улучшения динамических качеств, она снабжена охватывающими один полувал гайкой, секторными фрикционными элементами и пру5
Мр > Мтр начинается проскальзывание во фрикционном соединении полувалов 4 и 5.
Фрикционные элементы 6 и 7 скользят по внутренней поверхности конической части полувала 4. Фрикционные элементы 6 и 7 по полувалу 5 не проскальзывают, так как они установлены в пазах указанного полувала.
Таким образом, скольжение (реализация момента трения Мтр) происходит только по рабочим поверхностям фрикционных элементов 6 и 7 и кониЧеской части полувала 4, нажатие между которыми осуществляется при помощи пружины 8 за счет затяжки нажимной гайки 9.
При выполнении условия Мр > Мтр колеса 2 колесной пары получают возможность поворота одного относительно другого, т.е. скольжение из контактов колес
2 с рельсами переносится во фрикционное соединение между полувалами. Это позволяет значительно снизить износ поверхностей катания колес и рельсов, улучшить динамические качества экипажей при про1 +4eR +4 +S
L где Р» — вертикальная нагрузка от колеса на рельс;
f — коэффициент трения колес по рельсам;
R» — радиус колеса по кругу катания;
S — расстояние между кругами катания колес;
L — колесная база тележки, в которой установлена колесная пара; е — суммарный зазор между гребнями колесных пар и рельсами, R ная с которого (при R*< R*) происходит проскальзывание во фрикционном соединении полувалов.
1593978
Составитель И.Романов
Техред М.Моргентал . Корректор А.Обручар
Редактор И,Горная
Заказ 2802 Тираж 425 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород, ул.Гагарина. 101 жиной, размещенной между упомянутыми гайкой и фрикционными элементами, на этом полувалу выполнена резьба для указанной гайки, а на другом его конце — продольные пазы, в которых установлены с возможностью продольного перемещения указанные фрикционные элементы, с конической поверхностью, обращенной в сторону другого полувала, другой конец которого выполнен с внутренней поверхностью, от5 ветной конической. поверхности указанных фрикционных элементов.


