Устройство избирателя повреждения для дифференциальной защиты двойной системы шин
Изобретение относится к области электротехники, а именно к релейной защите. Цель изобретения - повышение чувствительности устройства. Это достигается за счет того, что к блоку 14 сравнения с выходов сумматоров 9 и 10 подводятся сигналы, пропорциональные сумме значений наряжений прямой и обратной последовательностей разных систем шин, и значение направления тока в шиносоединительном выключателе. 1 ил.
СОЮЗ СО8ЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5))5 Н 02 Н 3/28
1 ."
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОЧНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4313867/24-07 (22) 08.10.87 (46) 30.08.90. Вюл. И 32 (75) Ю.С.Кузник (53) 621.316.925 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М - 1320858, кл. H 02 H 3/28, 1987. (54) УСТРОИСТВО ИЗБИРАТЕЛЯ ПОВРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДВОЙНОЙ СИСТЕМЫ ШИН (57) Изобретение относится к области
„„SU„„1589348 А1
2 электротехники, а именно к релейной защите. Цель изобретения — повышение чувствительности устройства. Это достигается за счет того, что к блоку 14 сравнения с выходов сумматоров
9 и 10 подводятся сигналы, пропорциональные сумме значений напряжений прямой и обратной последовательностей разных систем шин, и значение направления тока в шиносоединительном выключателе. 1 ил.
1589348
В KG?.,естве фазочувствительного органа 11 может быть использован, например, симметричный кольцевой модулятор, знак напряжения выхода котсро-. го зависит от направления тока шиносоединительного выключателя по отноИзобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам для релейной защиты шин распредустройства подстанции с двумя системами сборных шин без жесткой фиксации при5 соединений, Цель изобретения — повышение чувствительности устройства.
На чертеже изображена структурная схема устройства.
К сборным шинам 1 и 2 через трансформаторы 3 и 4 напряжения подключены фильтры 5, 6 и 7, 8 обратной и прямой последовательностей соответст- 1 венно. Выходы фильтров 5 и 8 включены на вход сумматора 9, а фильтров
6 и 7 — на вход сумматора 10, к самостоятельным входам которых подключен выход фазочувствительного органа 11 к которому подключены датчик 12 тока шиносоединительного выключателя и преобразователь 13 суммы токов всех присоединений подстанций, избирательные цепи отключения которых подключены к выходу блока t4 сравнения, вход которого подключен к выходам сумматоров 9 и 10, Устройство работает следующим образом.
На входы сумматора 9 поступает ток фаэочувствительного органа 11 от датчика 12 тока шиносоединительного выключателя по отношению к суммарному току всех присоединений преобразователя 13 совместно с выпрямленным напряжением от фильтров 5 и 8„ а на входы сумматора 10 поступает тот же ток совместно с аналогичным напряжением от фильтров 6 и 7. В результате суммарные ампер-витки сумматоров 9 и 10 определяются током
+I» знак которого зависит от фазы тока шиносоединительного выключателя по отношению к суммарному току всех присоединений подстанций, и aei- 45 солютным значением напряжений IJ „(, > и U (> q выходов фильтров напряжения
Г прямой и обратной последовательностей первой и второй систем шин, т,е.
X., = +, + (IV„I+ )0.,I) „(1)
50 4 = + шс (1По + IU., I), (2) шеник> к общему току дифференциальной защиты шин. При КЗ на первой системе шин I он имеет положительное значение, а при КЗ на второй системе шин 2 — отрицательное, При включенном шиносоединительном выключателе уровни напряжений сборных шин 1 и
2 одинаковы, поэтому в блоке 14 сравнения происходит выделение разницы только токовой составляющей сумматоров 9 и 10. За счет направленности органа сравнения при положительном значении тока схема сравнения действует на цепи отключения присоединений первой системы шин, а при отрицательном — второй системы шин, При отключенном шиносоединительном выключателе отсутствует ток с выхода фазочувствительного органа 11, но при этом от раздельно работающих систем шин 1 и 2 через трансформаторы 3 и 4 напряжения и фильтры 5-8 на сумматоры 9 и 10 поступают разные значения. величин напряжений прямой и обратной последовательностей, которые суммируются по абсолютному значению эа счет выпрямителей в цепи выхода соответствующих фильтров.
На системе шин с КЗ уровень напряжения обратной последовательности выше, а уровень напряжения прямой последовательности ниже, чем соответствующее напряжение неповрежденной системы шин. Эта разница вызывает в блоке 14 сравнения соответствующей полярности напряжение выхода, от которого направленно срабатывает орган сравнения в цепи отключения соответствующей системы шин: на отключение присоединений первой системы шин при более высоком уровне на ней напряжения обратной последовательности и более низком напряжении прямой последовательности и наоборот в соответствии с выражениями (1) и (2) .
При работе подстанции только на одной системе шин или при неисправности цепей напряжения избирательный орган шунтируется по цепям выхода ° !
В результате включение указанного избирательного органа в схему дифференциальной защиты двойной системы шин позволяет выполнять необходимое подключение элементов к любой системе шин без существенного усложнения цепей тока напряжения контроля работы систем шин и с достижением наиболее
1589348 ния, два фильтра напряжения прямой последовательности и два фильтра напряжения обратной последовательности, при этом к выходу первого датчика напряжения подключены входы первых фильтров прямой и обратной последовательностей, а к выходу второго датчика напряжения — входы вторых фильтров прямой и обратной последовательностей, выходы первого фильтра обратной последовательности, второго фильтра прямой последовательности и выход фазочунствительного органа подключены к соответствующим входам первого сумматора, выходы второго фильтра обратной последовательности, первого фильтра прямой последовательности, выход фазочувствитель20 ного органа подключены к соответствующим входам второго сумматора, выходы первого и второго сумматора подключены к соответствующим входам блока сравнения, выходы которого яв-.ляются выходами устройства.
/ оптимальной избирательности независимо от схемы внешней сети, что повышает маневренность работы основных опорных подстанций энергосистемы в целом.
Формула и з обретения.Устройство избирателя повреждения для дифференциальной защиты двойной системы шин, содержащее датчики тока, предназначенные для;установки на всех присоединениях данных шин и на
1 шиносоединительном выключателе, преобразователь суммьr токов всех присоединений подключен к первому входу фазочувствительного органа, к второму входу которого подключен выход датчика тока шиносоединительного выключателя, датчики напряжения, предназначенные для установки на каждой системе шин, о т л и ч а ю— щ .е е с я тем, что, с целью повыше.ния чувствительности, дополнительно введены два сумматора, блок сравнеСоставитель С.Бочков
Техред М.Дидык
Редактор А.Огар
Корректор С.Иевкун
Заказ 2545 Тираж 473 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям н открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101


