Широкозахватный машинно-тракторный агрегат
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к широкозахватным машинно-тракторным агрегатам. Цель изобретения - повышение управляемости и устойчивости движения широкозахватного машинно-тракторного агрегата. Агрегат включает энергетическое средство 1, к передней части которого присоединены боковые секции 3, шириной захвата В 1, а в задней - центральные секции сельскохозяйственной машины 2, ширина захвата которой В 2, при этом соотношение между ними составляет 1:4. Такое соотношение ширины захвата боковой секции сельскохозяйственной машины машинно-тракторного агрегата к ширине захвата центральной секции, обеспечивает агрегату высокую устойчивость движения при наилучшей управляемости. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 A 01 В 59 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4494544/30-!5 (22) 18.10.88 (46) 23.08.90. Бюл. № 31 (75) В. Т. Надыкто и В. Д. Черепухин (53) 631.311.1 (088.8) (56) Зволинский Н. П. Перспективы развития широкозахватных культиваторов для сплошной обработки почвы.— Трактора и сельхозмашины, 1979, № 5, с. !5 — 18. (54) ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ МАШИННОТРАКТОРНЫЙ АГРЕГАТ (57) Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к широкозахватным машинно-тракторным агрегатам. Цель изобретения — повышение уп„„SU„„1586544 A 1 равляемости и устойчивости движения широкозахватного машинно-тракторного агрегата. Агрегат включает энергетическое средство 1, к передней части которого присоединены боковые секции 2, шириной захвата
b»„ а в задней — центральные секции сельскохозяйственной машины 3, ширина захвата которой b, при этом соотношение между ними составляет 1:4. Такое соотношение ширины захвата боковой секции сельскохозяйственной машины машинно-тракторного агрегата к ширине захвата центральной секции обеспечивает агрегату высокую устойчивость движения при наилучшей управляемости. 3 ил.
1586544
ЗО
50
Формула изобргтвкия. Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к широкозахватным машинно-тракторным агрегатам.
Цель изобретения — повысить управляемОсть и устойчивость движения широкоза хватного машинно-тракторного агрегата.
На фиг. 1 изображена схема широкозахватного ма шинно-тракторного а г регата; н фиг. 2 — фазовые частотные характер стики агрегата по управляющему возд йствию относительно поперечного смещен я передних управляемых колес энергетического средства при различных соотношениях ширины захвата боковой и центральнс1й секций сельскохозяйственной машины: кривая 1 — 1,5:1; кривая 2 — l:1; кривая 3 — 1:
:2 ; кривая 4 — 1:3; кривая 5 — 1 4; кривая 6— —, l:5; кривая 7 — 1:7; на фиг. 3 — амплитудноч стотные характеристики агрегата по возмущающему воздействию относительно поперечного смещения передних управляемых колес энергосредства при тех же соотношениях ширины захвата боковой и центральн<>й секций сельскохозяйственной машины.
Агрегат включает энергетическое средство 1, к передней части которого присоединены боковые секции 2 шириной захвата
b, а в задней — центральная секция сельскохозяйственной машины 3, ширина з захвата которой Ь . При этом имеет место с )едующее соотношение:
Ь, — = — — или b =4 bI.
Указанное соотношение вытекает из анал(за амплитудных и фазовых частотных характеристик широкозахватного машиннот1 акторного агрегата как по управляющему, танк и по возмущающему воздействиям.
Расчеты амплитудных и фазовых частотных характеристик проводились на основе сос Гавленных дифференциальных уравнений движения рассматриваемого агрегата в горизонтальной плоскости.
В качестве управля ощего воздействия был принят угол поворота передних (управляемых) колес энергетического средства, в качестве возмущающего — равные по амплитуде и противоположные по фазе колебания тяговых сопротивлений боковых секций машинно-тракторного агрегата. В качестве выходной (оценочной) переменной было принято поперечное перемещение управляемых колес энергосредства.
В процессе анализа полученные амплитудные и фазовые частотные характеристики сравнивались с желаемыми и па основании этого определялось оптимальное соотношение bI к b .
Прежде всего следует отметить, что управляемость машинно-тракторного агрегата определяется его реакцией на управляющее воздействие, а устойчивость движения —— на возмущающее воздействие. При обработке системой управляющего воздействия определяющее значение играет фазовый сдвиг (или запаздывание реакции) системы.
В идеальном случае он должен быть близок или равен нулю. Следовательно, для оценки реакции системы на управляющее воздействие достаточно рассмотреть ее фазовую частотную характеристику.
При отработке же системой возмущения главную роль играет амплитуда выходной (оценочной) величины. При этом следует отметить, что чем она (амплитуда возмущенных колебаний) меньше, тем устойчивее агрегат. Из изложенного выше следует, что для оценки устойчивости движения широкозахватного машинно-тракторного агрегата достаточно, рассмотреть его амплитудную частотную характеристику.
Из анализа полученных фазовых частотных характеристик (фиг. 2) следует, что при отработке системой управляющего воздействия наименьший фазовый сдвиг (т. е. наименьшее запаздывание или, другими словами, наилучшую управляемость) имеет машинно-тракторный агрегат с соотношением
Ь к b как 1:4 (кривая 5). При всяком другом соотношении величин bI и b> запаздывание.,реакции агрегата на управляю;цее воздействие возрастает, что приводит к ухудшению его управляемости.
Следует отметить, что фазовые частотные характеристики машинно-тракторного агрегата, близкие и указанной, являются характеристиками машинно-тракторного агрегата с соотношением bI к Ь, равным 1:5 и 1:7 (кривые 6 и ? соответственно). Однако устойчивость этих агрегатов, как следует из анализа амплитудных частот Ibix характеристик по возмущающему воздействию (фиг. 3, кривые 6 и 7) значительно ниже, чем у машинно-тракторного агрегата с соотношением
bI к Ь как 1:4 (фиг. 3, кривая 5). Амплитуда их возмущенных колебаний (кривая 6 и 7) выше, чем у машинно-тракторного агрегата предлагаемой компановки (кривая
5), к тому же амплитудно-частотные характеристики указанных агрегатов имеют (хотя и слабо выраженные) резонансные пики.
Амплитудно-частотные характеристики агрегата предлагаемой схемы практически мало отличаются от подобных характеристик для агрегатов с другим соотношением
b I к b (кривые 1 — 4, фиг. 3) .
Таким образом, применение соотношения ширины захвата боковой секции машины сельскохозяйственной машинно-тракторного агрегата к ширине захвата центральной, как 1:4, обеспечивает а-.регату высокую устойчивость движения при наилучшей управляемости.
Широкозахватный машинно-тракторный агрегат, включаюший энергетическое средст1586544 (xz ) 4
1Е сос7
--1
Составитель С. Архипов
Редактор Е. Папп Техред А. Кравчук Корректор О. Кравцова
Заказ 2372 Тираж 493 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4,5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !01 во и сельскохозяйственную машину, состоя1цую из одной центральной секции, присоединенной к задней части энергетического средства, и двух боковых, присоединенных к энергетическому средству в передней его части, отличающийся тем, что. с целью повышения устойчивости и лучшей управляемости движения агрегата, соотношение между шириной захвата боковой и центральной секций составляет 1:4.


