Способ определения крутящего момента на валу двигателя внутреннего сгорания
Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента на валу двигателя внутреннего сгорания в условиях эксплуатации. Целью изобретения является расширение области применения за счет исключения необходимости в специальной доработке кинематических цепей двигателя. С помощью датчика 1 опорного сигнала регистрируют один из периодических параметров рабочего цикла двигателя, например давление топлива у форсунки какого-либо цилиндра, и по нему формируют один импульсный сигнал. С помощью датчика 2 вибраций, который устанавливают на наиболее удаленной от указанного цилиндра опоре вала двигателя, формируют другой импульсный сигнал, а затем находят фазовый сдвиг между указанными импульсными сигналами, по величине которого судят о крутящем моменте, передаваемом валом двигателя. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
is 6 01 L 3/10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ь.э О
ЪФ (21) 4440904/24-10 (22) 04.04,88 (46) 07.08.90. Бюл.. N 29 (72) Г,И,Зубахин (53) 531.781 (088.8) (56) Одинец С.С;, Топилин Г.Е, Средства измерения крутящего момента. М., 1977, с. 8.
Авторское свидетельство СССР
N 1516809, кл, G 01 1 3/10, 25;02.88. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРУТЯЩЕГО
МОМЕНТА НА ВАЛУ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента на валу двигателя внутреннего сгорания в условиях эксплуатации. Целью изобретения является
„„Я)„„1583765 А1 расширение области применения за счет исключения необходимости в специальной доработке кинематических цепей двигателя. С помощью датчика 1 опорного сигнала регистрируют один иэ периодических параметров рабочего цикла двигателя, например давление топлива у форсунки какого-либо цилиндра; и по нему формируют один импульсный сигнал. С помощью датчика 2 вибраций, который устанавливают на наиболее удаленной от указанного цилиндра опоре вала двигателя, формируют другой импульсный сигнал, а затем находят фазовый сдвиг между указанными импульсными сигналами, по величине которого судят о крутящем моменте, передаваемом валом двигателя. 2 ил.
1583765
Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента на валу двигателя внутреннего сгорания в условиях эксплуатации, 5
Целью изобретения является снижение трудоемкости, расширение области применения за счет исключения необходимости в специальной доработке кинематических цепей двигателя. 10
На фиг.1 изображены временные диаграммы импульсных сигналов; на фиг.2— структурная схема устройства для реализации предлагаемого способа, Изобретение основано на использова- 15 нии зависимости скорости распространения звука в материалах от величины действующих в них напряжений.
Импульсные упругие деформации, рас пространяющиеся вдоль вала двигателя от 20 действия периодических процессов в цилиндрах двигателя, приходят в какую-либо избранную точку с временной задержкой
ht относительно момента возникновения причины деформации — вспышки топлива в 25 цилиндре. Величина временной задержки Л t зависит от места расположения точки контроля и величины крутящего момента передаваемого валом. Существо предлагаемого способа заключается в том, что регистриру- 30 ют один из периодических параметров рабочего цикла двигателя, по которому формируют один импульсный сигнал U< (фиг,1), а также регистрируют всплески вибрации в заданной опоре вала двигателя, по 35 которым формируют второй импульсный сигнал Uz (фиг.2), а затем находят фазовый сдвиг At между этими сигналами, по величине которого судят о крутящем моменте, передаваемом валом двигателя. 40
Устройство для реализации предложенного способа содержит датчик 1 опорного сигнала, датчик 2 вибраций, измеритель 3 временных интервалов, вычислительное устройство 4, индикатор 5. 45
Выход датчика 1 опорного сигнала соединен с первым входом измерителя 3 временных интервалов, второй вход которого соединен с выходом датчика 2 вибрации, а выход соединен с входом вычислительного блока 4, выход которого соединен с входом индикатора 5, Предлагаемый способ реализуют следующим образом.
С помощью датчика 1 опорного сигнала регистрируют один иэ периодических параметров рабочего цикла двигателя, например давление топлива у форсунки какого-либо цилиндра двигателя, и по нему формируют один импульсный сигнал U1 (фиг.2). Датчик
2 вибраций устанавливают на наиболее удаленной от укаэанного цилиндра опоре вала двигателя v, no нему формируют второй импульсный сигнал Uz (фиг,1).
С помощью измерителя 3 временных интервалов находят величину фазового сдвига Лт, по которой с помощью вычислительного олока 4 вычисляют величину крутящего момента, передаваемого валом двигателя, которую регистрируют c помощью индикатора 5.
Формула изобретения
Способ определения крутящего момента на валу двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что находят фазовый сдвиг между двумя периодическими импульсными сигналами, которые формируют по периодическим параметрам, связанным с работой двигателя, и по величине найденного фазового сдвига определяют крутящий момент на валу двигателя, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью снижения трудоемкости за счет исключения необходимости в специальной доработке кинематических цепей двигателя, один импульсный сигнал формируют по одному из периодических параметров рабочего цикла двигателя, а второй — по всплескам вибрации на опоре вала двигателя.
1583765
Составитель А.Амаханов
Тех ред М.Моргентал Корректор М. Самборская
Редактор Л.Гратилло
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2247 Тираж 465 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ. СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5


