Кулачковая предохранительная муфта
Изобретение относится к машиностроению, к предохранительным устройствам, предназначенным для ограничения величин передаваемого приводом вращающего момента. Цель изобретения - повышение надежности срабатывания и включения после устранения перегрузки. Полумуфты (П) 1, 2 соединены торцовыми кулачками (К) 7, 13. К 7 имеют боковую часть 9 и скос 10. На П 1, 2 выполнены участки 5, 12 с винтовой поверхностью. Угол подъема винтовой поверхности равен углу α скоса 10. Участки 5, 11 расположены на расстоянии, которое равно высоте боковой части 9. При срабатывании муфты К 7, 13, перемещаясь в части 9, вызывают осевое перемещение ведущей П 2. При выходе К 13 на скос 10 К 7 участки 5, 11 входят в зацепление. Далее происходит перемещение П 2 по винтовой поверхности участка 11 до момента схода с него. П 1, 2 разведены. Для включения муфты после устранения перегрузки П 2 приводят в обратное вращение. П 2 перемещается до воссоединения К 7, 13. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 5
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4446758/30-27 (22) 24.05.88 (46) 30.07.90. Бюл. № 28 (71) Головное специализированное конструкторское бюро по комплексам машин для механизации работ в садах, виноградниках, питомниках и ягодниках Кишиневского производственного объединения «Плодсельхозмаш> (72) И. А. Столяр (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 10?6658, кл. F 16 D 7/04, 1982. (54) КУЛАЧКОВАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к предохранительным устройст вам, предназначенным для ограничения величин передаваемого приводом вращающего
„„SU„„1581912
2 момента. Цель изобретения — повышение надежности срабатывания и включения после устранения перегрузки. Полумуфты (П) 1 и 2 соединены торцовыми кулачками (К) 7 и 13, К 7 имеют боковую часть 9 и скос 10. На П 1 и 2 выполнены участки 5 и 11 с винтовой поверхностью. Угол подъема винтовой поверхности равен углу а скоса 10. Участки 5 и 11 расположены на расстоянии, которое равно высоте боковой части 9. При срабатывании муфты К 7 и 13, перемещаясь в части 9, вызывают осевое перемещение ведущей П 2.
При выходе К 13 на скос 10 К 7 участки 5 и 11 входят в зацепление. Далее происходит перемещение П 2 по винтовой поверхности участка 11 до момента схода с него. П 1 и 2 разведены. Для включения муфты после устранения перегрузки П 2 приводят в обратное Я вращение. П 2 перемещается до воссоединения К 7 и 13. 4 ил.
1581912
Формула изобретения
Изобретение относится к машиностроеНию, а именно к предохранительным уст(ойствам, предназначенным для ограничения величин передаваемого приводом вращающего момента.
Цель изобретения — повышение надежности срабатывания и включения после устранения перегрузки.
На фиг. 1 показана предлагаемая муфта в рабочем положении; на фиг. 2 — положение элементов муфты после выхода полумуфт из зацепления; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг. 3 (профиль впадины и выступа) .
Кулачковая предохранительная муфта содержит полумуфты 1 и 2. Последняя устанавливается на вал с возможностью осевого перемещения по нему, например на шлицах, и содержит упругий элемент прижима в виде цилиндрической пружины 3, контактирующей с упорным регулирующим элементом, выполненным в виде гаек 4, навинчиваемых на вал.
Полумуфта 1 снабжена цилиндрическим участком 5 с винтовой поверхностью и торцовой частью 6, на которой выполнены кулачки 7, впадины 8 между которыми выполнены несимметричными относительно своей оси, а в направлении рабочего движения ведущий кулачок 7 выполнен с боков1гй частью 9 и скосом 10, угол а которого равен углу подъема винтовой линии цилиндрического участка 5. Скос 10 соединяют боковую часть 9 с торцовой частью кулачка.
Полумуфта 2 снабжена расположенным на ее внутренней поверхности цилиндрическим участком 11 с винтовой поверхностью и т<>рцовой частью 12, на которой выполнены кулачки 13, входящие в зацепление с частью
9 впадин 8 полумуфты 1. Зазор 1 между цилиндрическими участками 5 и 11 с винтовыми поверхностями в сомкнутом положения полумуфт 1 и 2 выполнен не меньше высоты боковой части 9, определяющей максим ально допусти мую перегрузку механизма.
Муфта работает следующим образом.
В режиме нормальной работы полумуфты 1 и 2 находятся в зацеплении. При перегрузке механизма ведомая полумуфта 1 уменьшает, например, скорость вращения и. и останавливается, а приводной вал с подвижной в осевом направлении иолумуфтой 2 сгремится вращаться в прежнем направлении и с прежней скоростью. Это приводит
4 к нарушению силового равновесия в зоне контакта поверхности кулачка 13 с боковой частью 9, и под действием возросшего момента сопротивления кулачки 13 подвижной полумуфты 2 смещаются по поверхности рабочей части 9 впадины 8, а полумуфта 2 смещается в осевом направлении по шлицам вала. Если перегрузка превышает допустимую, то кулачки 13 подвижной полумуфты 2 переходят на скосы 10 поверхности впадины 8. При этом осевой зазор между винтовыми поверхностями участков 5 и 11 уменьшается до нуля и подвижная в осевом направлении ведущая полумуфта 2 своей винтовой поверхностью участка 11 начинает накручиваться на винтовую поверхность участка 5 остановившейся ведомой полумуфты 1, что приводит к полному размыканию полумуфт 1 и 2 и передача момента с ведущей полумуфты 2 на ведомую 1. прекращается.
При изменении направления вращения ведущего вала подвижная полумуфта 2 начинает раскручиваться по винтовой поверхности участка 5, выполненной на ведомой заторможенной полумуфте 1, и кулачки 13 снова входят в зацепление со стенками впадин 8.
Муфта готова к работе.
Предлагаемая муфта удобна в эксплуатации, так как обеспечивает автоматизированный возврат элементов муфты в исходное рабочее положение, а также обеспечивает гарантированное и быстрое разобщение полу:, уфт при перегрузке.
Кулачковая предохранительная муфта, содержащая ведомую полумуфту с торцовыми кулачками, подпружиненную к ней ведущую полумуфту с ответными кулачками, средство фиксации ведущей полумуфты в выключенном положении, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности срабатывания и гарантированного автоматического включения после устранения перегрузки, средство фиксации выполнено в виде аксиально расположенных на полумуфтах с возможностью соединения участков с винтовой поверхностью, кулачки ведомой полу муфты выполнены со скосами, соединяющими боковую часть с торцовой частью кулачка, а угол подъема винтовой поверхности равен углу скоса кулачка.
1581912
1581912
Составитель В. Юдаева
Редактор M. Петрова Техред А. Кравчук Корректор И. Муска
Заказ 2075 Тираж 530 Подписное
ВНИИ Г!И Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн ГКНТ СССР! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раугнская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Г!атент», г Ужгород, ул. Гагарина, 101



