Способ управления диссипативной силой пневматического управляемого амортизатора
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения механических колебаний различных объектов. Целью изобретения является повышение эффективности гашения колебаний за счет обеспечения зависимости величины диссипативной силы амортизатора от амплитуды перемещения защищаемого объекта. Величина диссипативной силы амортизатора в момент изменения знака скорости перемещения платформы устанавливается с учетом амплитуды ее перемещения. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si>s F 16 F 9/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
"".- .ж4, Д.- . и,,дг " -"- : .*37 ",:;д
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4326910/25-28 (22) 08.10.87 (46) 15.07.90. Бюл. ЬЬ 26 (71) Харьковский автомобильно-дорожный институт им, Комсомола Украины (72) В.А. Богусл авский (53) 621.567.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1249229, кл. F 16 F 9/02, 1986. (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДИССИПАТИВНОЙ СИЛОЙ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЯЕМОГО АМОРТИЗАТОРА
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для- гашения механических колебаний различных объектов.
Цель изобретения — повышение эффективности гашения колебаний за счет обеспечения зависимости величины диссипативной силы амортизатора от амплитуды перемещения защищаемого объекта.
На фиг. 1 изображена. принципиальная схема устройства, реализующего предложенный способ; на фиг. 2 — графики изменения положения платформы и диссипативной силы; на фиг. 3 — рабочие диаграммы.
Устройство содержит основание 1, платформу 2 для установки защищаемого объекта, упругий элемент 3, управляемый пневматический амортизатор 4, датчик 5 относительного перемещения, датчик 6 относительной скорости и блок 7 управления.
Блок управления содержит одну последовательную цепь, состоящую иэ фильтраусилителя 8, нуль-органа 9 и ждущего мультивибратора 10, вход которой подсое Ы, 1578387 А1 (57) Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения механических колебаний различных объектов.
Целью изобретения является повышение эффективности гашения колебаний за счет обеспечения зависимости величины диссипативной силы амортизатора от амплитуды перемещения защищаемого объекта, Величина диссипативной силы амортизатора в момент изменения знака скорости перемещения платформы устанавливается с учетом амплитуды ее перемещения, 3 ил. динен к датчику 6 скорости, а выход — к запоминающему устройству 11, и вторую цепь, состоящую из фильтра-усилителя 12, вход которой подсоединен к датчику 5 перемещения, а выход — к запоминающему устройству 11. Выход запоминающего устройства 11 подсоединен к усилителю 13, выход которого соединен с управляющим органом амортизатора 4.
Предлагаемый способ реализуется с помощью устройства следующим образом, В момент, когда отклонение платформы
2 от нейтрального положения относительно основания 1 достигает максимального значения, сигнал от датчика 6, проходящий через фильтр-усилитель 8, обращается в нуль, а нуль-орган 9 выдает импульс, который запускает ждущий мул ьтивибратор 10, формирующий импульс экспериментально подобранной длительности. Этот импульс подается на запоминающее устройство 11, на которое одновременно подается проходящий через фильтр-усилитель 12 сигнал от
1578387
Z датчика 5, пропорциональный амплитуде отклонения платформы 2 от основания 1.
Сигнал от датчика 5 в течение импульса, выдаваемого мультивибратором 10, запоминается устройством 11 и в течение следующего полупериода подается на усилитель
13, напряжение с выхода которого поступает на управляющий орган амортизатора 4.
Таким образом, в течение следующего полупериода диссипативная сила амортизатора 4, пропорциональная напряжению и его обмотке, остается пропорциональной амплитуде отклонения платформы 2 от нейтрального положения относительно основания 1 в предыдущем полупериоде колебаний..
Из приведенных на фиг. 2 графиков видно, что изменение амплитуды отклонения Х приводит к пропорциональному изменению диссипативной силы FT. На участках, где величина Х постоянна, график силы FT аналогичен соответствующему графику для сухого трения.
Из рабочих диаграмм, приведенных на фиг. 3, видно, что диссипативная сила F+ пропорциональна амплитуде отклонения Х.
Стрелки показывают направление движения.
Таким образом, предлагаемый. способ позволяет устанавливать величину диссипативной силы амортизатора 4 в момент изменения знака скорости перемещения
5 платформы 2 с учетом амплитуды ее перемещения, что приводит к исключению эффекта
"блокировки" упругого элемента 3 при малых амплитудах колебаний и, тем самым, к повышению гашения колебаний.
Формула изобретения
Способ управления диссипативной силой пневматического управляемого амор-. тизатора, заключающийся в том, что
15 измеряют скорость перемещения подвижного элемента амортизатора относительно неподвижного, в момент изменения ее знака выравнивают давление между полостями неподвижного элемента и при дальнейшем
20 движении подвижного элемента поддерживают перепад давления между полостями для создания постоянной диссипативной силы, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности гашения коле25 баний, дополнительно измеряют амплитуду перемещения и поддерживают перепад .давлений между полостями с учетом амплитуды перемещения.
1578387
ФиГ 2
Составитель В. Носов
Техред М.Моргентал Корректор И. Муска
Редактор М. Келемеш
Заказ 1901 Тираж 530 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101


