Способ увеличения судоходной глубины
Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для улучшения судоходных условий на свободных реках. Цель изобретения - снижение эксплуатационных затрат и повышение безопасности при проводке судов путем обеспечения снижения скоростей потока воды в судоходной прорези. На перекате 1 реки 2 выполняют судоходную прорезь 3, глубина которой с учетом минимального судоходного уровня за период навигации при минимальном расходе в реке обеспечивает прохождение расчетного судна. Длина прорези 3 должна обеспечить улон ее дна, исходя из допускаемой скорости потока при расчетном расходе. Затем отсыпают поперечную дамбу до ее сопряжения с судоходной прорезью 3, а вдоль судоходной прорези 3 со стороны поперечной дамбы 4 отсыпают разделительную стенку 5, высота которой соответствует нормальному судоходному уровню (или несколько превышает). При значительных колебаниях уровня дамбы в реке на перекате 1 выполняют на отметке, соответствующей максимальному судоходному уровню, дополнительную судоходную прорезь 6 с разделительной стенкой 7 со стороны русла реки 2. Благодаря примыканию дамбы 4 к стенке 5 устраняется локальный ток воды между дамбой 4 и прорезью 3, происходит равномерный перелив воды через дамбу 4, что обеспечивает более спокойный гидравлический режим за дамбой 4, не влияющий на судоходство. Предотвращается растекание воды по всему руслу, образование поперечных свальных тягачей, практически ликвидируется местный перепад в прорези 3 в ствол дамбы 4, снижается скорость потока в судоходной прорези 3. При резких повышениях уровня воды в реке при соответствующем возрастании расхода часть его пойдет по дополнительной судоходной прорези 6 с разделительной стенкой 7. Это позволяет осуществлять при резких повышениях уровня прохождения судов через дополнительную судоходную прорезь 6, выполненный на отметке, соответствующей максимальному судоходному уровню. 5 ил. 1 з.п.ф-лы.
г
COIO3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Риг 1
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4475595/23-15 (22) 09.08,88 (46) 07.07.90. Бюл, ¹ 25 (71) Ленинградское отделение Всесоюзного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института "Гидропроект" им. С.Я,Жука (72) С.В.Ларионов и В.В.Соколова (53) 627.42(088.8) (56) Михайлов А.В, Внутренние водные пути. — M.: Стройиздат, 1973, с. 60, рис. Vl.2. (54) СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ СУДОХОДНОЙ
ГЛУБИНЫ РЕКИ (57) Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для улучшения судоходных условий на свободных реках.
Цель изобретения — снижение эксплуатационных затрат и повышение безопасности при проводке судов путем обеспечения снижения скоростей потока воды в судоходной прорези. На перекате 1 реки 2 выполняют судоходную прорезь 3, глубина которой с учетом минимального судоходного уровня за период навигации при минимальном расходе в реке обеспечивает прохождение расчетного судна. Длина прорези 3 должна обеспечить уклон ее дна исходя из допускаемой скорости потока при расчетном расходе. Затем отсыпают поперечную дамбудо ее сопряжения с судоходной прорезью 3, а вдоль судоходной прорези 3 со стороны поЯ2«1576627 А1 перечной дамбы 4 отсыпают разделительную стенку 5, высота которой соответствует нормальному судоходному уровню (или несколько превышает). При значительных колебаниях уровня дамбы в реке на перекате
1 выполняют на отметке, соответствующей максимальному судоходному уровню, дополнительную судоходную прорезь 6 с разделительной стенкой 7 со стороны русла реки 2. Благодаря примыканию дамбы 4 к стенке 5 устраняется локальный ток воды между дамбой 5 и прорезью 3, происходит равномерный перелив воды через дамбу 4, что обеспечивает более спокойный гидрав- . лический режим за дамбой 4, не влияющей на судоходство. Предотвращается растекание воды по всему руслу, образование поперечных свальных тягачей, практически ликвидируется местный перепад в прорези
3 в ствол дамбы 4, снижается скорость потока в судоходной прорези 3. При резких повышениях уровня воды в реке при соответствующем возрастании расхода часть его пойдет по дополнительной судоходной прорези 6 с разделительной стенкой
7. Это позволяет осуществлять при резких повышениях уровня прохождение судов через дополнительную судоходную прорезь 6, выполненную на отметке. соответствующей максимальному судоходному уровню. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
1576627
Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для улучшения судоходных условий на свободных реках, Цель изобретения — снижение эксплуатационных затрат и повышение безопасности при проводке судов путем обеспечения .снижения скоростей потока воды в судоходной прорези.
На фиг,1 показана схема, поясняющая реализацию данного способа, план; на фиг,2 — разрез А — А на фиг,1; на фиг.3— разрез Б — Б на фиг.1; на фиг,4- разрез  — В на фиг.1; на фиг.5 — разрез à — Г на фиг.1.
Способ реализуется следующим образом.
На перекате 1 свободной реки 2 выполняют судоходную прорезь 3, глубина которой с учетом минимального судоходного уровня эа период навигации при минимальном расходе в реке обеспечивает прохождение расчетного судна, Длина прорези 3 должна обеспечивать уклон ее дна исходя из допустимой скорости потока при расчетном расходе. Затем отсыпают поперечную дамбу 4 до ее сопряжения с судоходной прорезью 3, а вдоль судоходной прорези 3 со стороны поперечной дамбы 4 отсыпают разделительную стенку 5, высота которой соответствует нормальному судоходному уровню (или несколько превышает).
При значительных колебаниях уровня воды в реке на перекате 1 выполняют на отметке, соответствующей максимальному судоходному уровню, дополнительную судоходную прорезь 6.с разделительной стенкой 7 со стороны русла реки 2.
Благодаря примыканию дамбы 4 к стенке 5 устраняется локальный ток воды между дамбой 4 и прорезью 3, происходит равномерный перелив воды через дамбу 4, что
4-R обеспечивает более спокойный гидравлический режим за дамбой 4, не влияющий на судоходство. Предотвращается растекание воды по всему руслу, образование попереч5 ных свальных течений, практически ликви. дируется местный перепад в прорези 3 в створе дамбы 4, снижается скорость потока в судоходной прорези 3.
При резких повышениях уровня воды в
10 реке при соответствующем возрастании расхода часть его пойдет по дополнительной судоходной прорези 6 с разделитель ной стенкой 7. Это позволяет осществлять при резких повышениях уровня прохожде15 ние судов через дополнительную судоходную прорезь 6, выполненную на отметке, соответствующей максимальному судоходному уровню.
20 Формула изобретения
1. Способ увеличения судоходной глубины реки путем выполнения судоходной прорези на перекате и возведения поперечной
25 дамбы, перекрывающей часть русла, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью снижения эксплуатационных затрат и повышения безопасности при проводке судов путем обеспечения снижения скоростей потока воды в
30 судоходной прорези, поперечную дамбу возводят до сопряжения ее с судоходной прорезью, при этом вдоль судоходной прорези со стороны сопряжения ее с поперечной дамбой выполняют разделительную
35 стенку.
2. Способпоп.1,отличающийся тем, что на перекате на отметке, соответствующей максимальному судоходному уровню, выполняют дополнительную судо40 ходную прорезь с разделительной стенкой со стороны русла.
1576627
В-В
1 йл макс макс. УНб нГн.
У// ман. 966
i„VAn
ФО24 i 2 Upon >Онакс макс. УНб макс.,Щ мин. УИ5
Hl @ p g г
+ р
Составитель С. КовалевТехред М, Моргентал Корректор С.Шекмар
Редактор А. Мотыль
Производственно-издательский комбинат "Патен " . У тент, г. жгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1833 Тираж 538 П
ВНИИПИ Гос а ств н одписное осударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5


