Устройство для очистки борта судна в доке
Изобретение относится к судоремонту и позволяет повысить надежность и технологичность устройства для очистки бортов судов в доке. Телескопическая колонна 1 смонтирована на консольном корпусе 2 колесной тележки 3. Сверху на колонне 1 установлен очистной орган 4. Для обеспечения постоянной величины прижатия органа 4 к борту 20 на тележке смонтирован механизм, содержащий груз 8, установленный посредством роликов 9 в корпусе 2, и винтовой механизм с винтом 5, ось которого параллельна осям колес 6, и гайкой 7, соединенной с грузом 8. Винт 5 кинематически связан с механизмом подъема колонны 1, выполненным в виде барабанно-тросовой передачи. Перемещение груза 8 синхронизировано с раздвижением колонны 1. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 В 63 В 59 10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А 8ТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4440140/27-11 (22) 16.05.88 (46) 07.07.90. Бюл. № 25 (75) В. А. Ермаков (53) 629.128.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 593954, кл. В 63 В 59/10, !8.10.76. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ БОРТА СУДНА В ДОКЕ (57) Изобретение относится к судоремонту и позволяет повысить надежность и технологичность устройства для очистки бортов судов в доке. Телескопическая колонна
1 смонтирована на консольном корпусе 2
„„Я0„„1576417 А 1
2 колесной тележки 3. Сверху на колонне
1 установлен очистной орган 4. Для обеспечения постоянной величины прижатия органа 4 к борту 20 на тележке смонтирован механизм, содержащий груз 8, установленный посредством роликов 9 в корпусе 2, и винтовой механизм с винтом 5, ось которого параллельна осям колес 6, и гайкой 7, соединенной с грузом 8. Винт 5 кинематически связан с механизмом подъема колонны 1, выполненным в виде барабанно-тросовой передачи. Перемещение груза 8 синхронизировано с раздвижением колонны 1.
1 ил.
1576417
Изобретение относится к судоремонту и касается конструирования устройств для очистки бортов судов в доке.
Целью изобретения является повышение надежности и технологичности устройства для очистки бортов судов в доке.
На чертеже схематически изображено предлагаемое устройство, общий вид.
Устройство содержит телескопическую колонну 1, которая выполнена с механизмом ее подъема и смонтирована на консольном корпусе 2 самоходной колесной тележки 3. На колонне 1 установлен очистной орган 4. Устройство снабжено винтовым механизмом, ось винта 5 которого расположена параллельно осям колес 6, а гайка 7 размещена на винте 5 с консольной стороны корпуса 2, и уравновешивающим грузом 8, установленным посредством роликов 9 на корпусе 2 и соединенным с гайкой 7. Винт 5 со стороны, противоположной гайке 7, кинематически связан с механизмом подъема колонны 1„выполненным в виде барабанно-тросовой передачи.
Последняя связана с секциями 10 колонны
1 и может включать в себя устанавливаемые на нижнюю и средние секции 10 барабаны 11 для тягового троса 12 и смонтированные на корпусе 1 электродвигатель 13, редуктор 14, зубчатую передачу 15 и грузовой барабан 16. Редуктор 14 целесообразно соединять с электродвигателем 13 посредством муфты 17 предельного момента, а винт
5 — с зубчатой передачей 15 с помощью цепной передачи 18.
На корпусе 1 может быть смонтирована система гидравлики с гидроцилиндром 19 для отклонения очистного органа 4 с колонной 1 от борта 20 судна путем упора штока (не показан) гидроцилиндра 19 в стапельпалубу (не показана) . Тележку 3 целесообразно выполнять с двумя колесами 6.
В рабочем положении тележку 3 устанавливают на рельс (не показан), свободно лежащий на стапель-палубе вдоль борта 20.
Тележка 3 с центром тяжести вне рельса разворачивается относительно его вместе с колонной 1, прижимая очистной орган 4 к борту 20 с силой, обусловленной положением центра тяжести устройства (зависящего от положения груза 8) и вылетом колонны 1. При максимальном вылете колонны 1 груз 8 размещен в крайнем удаленном от колес 6 тележки 3 положении, что соответствует максимальному уравновешивающему моменту подвижного груза 8 и минимальной величине нажатия очистного органа
4 на борт 20.
Выдвижение секции 10 колонны 1 выполняется при работе электродвигателя 13, передающего вращательное движение через редуктор 14, зубчатую передачу 15 на барабан 16 с тросом 12, связанным с секциями
10 колонны 1 посредством барабанов 11.
При необходимости выполнения очистки борта 20 на пониженном уровне. вылет телескопической колонны 1 уменьшают путем разматывания троса 11 на барабане 16 (секции 10 колонны 1 опускаются под действием собственного веса), что, естественно, уменьшает плечо приложения силы, прижимающей очистной орган 4 к борту 2, величина которой зависит как от вылета колонны
1, так и от веса (тяжести) всего устройства (величина постоянная) и положения
его центра тяжести, которое изменяется также (соответственно изменению вылета колонны 1) благодаря перемещению груза 8 (в частности, в сторону колес 6 тележки 3), обусловленному движению гайки 7 по винту
5, синхронное вращение которому от барабана 16 передается через зубчатую 15 и цепную 18 передачи. В результате необходимое уменьшение вылета колонны 1 одновременно приводит к уменьшению плеча приложения сил тяжести корпуса 2 и, как следствие, не приводит к возрастанию силы прижатия очистного органа 4 к борту 20, оставляет эту величину постоянной. В случае необходимости замены очистного органа 4 или при окончании работ с помощью гидроцилиндра 19 обеспечивается некоторый подъем консольной части тележки 3 и соответственно отвал очистного органа 4 от борта 20.
Таким образом, с помощью предлагаемого устройства обеспечивается постоянство величины прижатия органа 4 к борту 20 судна an всем диапазоне вылета колонны 1.
Использование для раздвижения колонны 1 барабанно-троссовой передачи упрощает устройство и делает его работу более надежной и технологичной.
Все это обеспечивает снижение затрат на изготовление устройства и его эксплуатацию, повышение его технологичности и сокращение сроков очистки бортов судов.
Формула изобретения
Устройство для очистки борта судна в доке, содержащее телескопическую колонну, которая выполнена с механизмом ее подъема и смонтирована на консольном корпусе самоходной колесной тележки, причем на этой колонне установлен очистной орган, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и технологичности, оно снабжено винтовым механизмом, ось винта которого расположена параллельно осям колес, а гайка размещена на винте с консольной стороны корпуса тележки, и уравновешивающим грузом, установленным посредством роликов на корпусе тележки и соединенным с указанной гайкой, причем винт со стороны, противоположной гайке, кинематически связан с механизмом подъема телескопической колонны, выполненным в виде барабанно-тросовой передачи.

