Способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения
Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения. Целью изобретения является повышение долговечности подшипника скольжения. Способ включает формирование пористой спеченной втулки, ее пропитку жидкой смазкой, герметизацию нерабочей поверхности втулки и запрессовку в корпус. Перед пропиткой пористой спеченной втулки на ее нерабочую поверхность наматывают проволоку, а после пропитки производят герметизацию путем развальцовывания проволоки, например, роликом. Намотку производят проволокой круглого сечения в несколько слоев, причем первый виток первого слоя жестко прикреплен к втулке, а развальцовывание производят по направлению намотки проволоки. Перед намоткой на проволоке изготавливают рифления запрессовку втулки в корпус производят при поворачивании ее в направлении, противоположном направлению намотки проволоки. При развальцовке проволоки стыки между витков герметизируются за счет деформации наружной части проволоки. При намотке проволоки образуются компенсационные масляные карманы в виде кольцевых полостей, которые повышают маслоемкость самосмазывающегося подшипника скольжения, а следовательно, его долговечность. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
Щ) (11) (у} В 22 Г 3/26
) .;,n.-ц 1
1:г .-,: »E
ОПИСАНИЕ- ИЗОБРЕТЕНИЯ
М ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21 ) 4342958/31-02 (22) 15. 12.87 (46) 30.06.90. Бюл. Р 24 (71) Хабаровский политехнический ин. ститут .(72) А. П, Богачев (53) 621.762.86(088.8) (56). Воронков В. Д. Подшипники сухого трения. Л.: Машиностроение, 1979, с. 117-119.
Там же, с. 120. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВА10ЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления самосмазывающих— ся подшипников скольжения. Цель изобретения — повышение долговечности подшипника скольжения. Способ включает формирование пористой спеченной втулки, ее пропитку жидкой смазкой, герметизацию нерабочей поверхности . втулки и запрессовку в корпус. Перед пропиткой пористой спеченной втулки
Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления самосвязывающихся подшипников скольжения.
Цель изобретения — повышение долговечности подшипника скольжения.
Способ включает изготовление пористой спеченной втулки, перед пропиткой на ее нерабочую поверхность наматывают проволоку, а после пропитки производят герметизацию путем развальцовывания проволоки. Кроме того, намотку производят проволокой круглого
2 на ее нерабочую поверхность наматывают проволоку, а после пропитки производят герметизацию путем развальцовывания проволоки, например роликом.
Намотку производят проволокой круглого сечения в несколько слоев, причем первый виток первого слоя жестко прикреплен к втулке, а развальцовывание производят-по направлению намотки проволоки. Перед намоткой на проволоке изготавливают рифления, запрессовку втулки в корпус производят при поворачивании ее в направлении, противоположном направлении намотки проволоки. При развальцовке проволоки стыки между витком герметизируются эа счет деформации наружной части проволоки. При намотке проволоки образуются компенсационные масляные карманы в виде кольцевых полостей, которые повышают масло емкость самосмазывающег подшипника скольжения, а следо— вательно, его долговечность. 2 з.п. ф — лы, 1 табл. сечения в несколько слоев, причем первый виток первого слоя жестко прикрепляют к втулке, Кроме того, развальцовывание производят по направления намотки проволоки, перед намот кой на проволоке изготовляют рифления, а запрессовку втулки в корпус производят при поворачивании ее в на.правлении, противоположном направлению намотки проволоки.
Способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения осущест— вляют следующим образом.
157ч373!!осле просева порошков составляют шихту, прессуют и спекают втулки. Затем на нерабочую поверхность пористой спеченной втулки наматывают проволоку, например медную. При этом используют
5 проволоку круглого сечения диаметром
0,02 — 0,08 от наружного диаметра втулки. При намотке проволоки витки плотно прижимают один к другому и к нерабочей поверхности. В результате этого образуются компенсационные масФ ляные карманы в виде кольцевых полостей, расположенных между нерабочей поверхностью и поверхностью соседних витков проволоки. Затем пропитывают полученную заготовку жидкой смазкой, которая заполняет капилляры (поры) во втулке и кольцевые полости, и герметизируют путем развальцовывания проволоки, например роликом. При развальцовывании стыки между витками герметично соединяются за гчет деформации наружной части проволоки, а кольцевые полости практически не изменяют свою форму (в сечении) благодаря наличию в них жидкой смазки. Намотку проволо- ки можно производить в несколько сло— ев, что повышает емкость получаемых компенсационных карманов и стойкость за пористой спеченной втулки к ударным нагрузкам в процессе эксплуатации.
Первый виток первого слоя жестко крепят на втулке, например сваркой, что исключает проворачивание намотанных слоев относительно поверхности втулки..Развальцовывание производят по направлению намотки проволоки, так как при этом происходит затягивание витков (уменьшается диаметр витков и уплотняются стыки между витками), что повышает герметизацию циркуляции жидкой смазки между витками и слоями проволоКи, перед намоткой проволоку обрабатывают для получения на ее поверхности рифлений, например, способом 4 пластического деформирования с помощью вращающихся звездочек. Втулку запрессовывают в корпус при поворачивании ее в направлении, противоположном направлению намотки проволоки.
После израсходования жидкой смазки возможно повторное использование пористой спеченной втулки.
Для этого проволоку сматывают и производят пропитку втулки жидкой смазкой, после чего наматывают слои проволоки, дополнительно производят пропитку масляных карманов и герметиз ируют.
В таблице представлены сравнительные экспериментальные исследования подшипников, изготовленных известным и предлагаемым способами. !
Формула изобретения
1 . Способ из го товления само смаз ывающегося подшипника скольжения, включающии пропитку пористой спеченной втулки жидкой смазкой и запрессовку вкорпус,отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, перед пропиткой на поверхность втулки наматывают .проволоку круглого сечения, причем первый виток жестко прикрепляют к втулке, а после пропитки проволоку развальцовывают по направлению намотки проволоки, запрессовку втулки в корпус проводят при поворачивании ее в направлении, противоположном направлению намотки проволоки °
2. Способ по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что намотку проволоки проводят в несколько слоев.
3. Способ по пп. 1 и 2, о т л и— ч а ю шийся тем, что перед намоткой на проволоке изготавливают рифления.
E 574373
Известный способ
Показ атели по по пп. 1 — 3
Интенсивность износа подшипника, мм
6,5 10 5,5. 10
5,0 ° 10 26,6 - IO
0 15
0 15
0,12
0,2
120
180
195
300
230
300
Температура образцов о при трении, С
До 50
До 30
До 30
До 25
Емкость масла в подшипниках, У. от общего веса
16
Составитель А. Новиков
РедактоР М. ПетРова Техред N.Äèäûê Корректор В. Кабаций
Тираж .640
Заказ 1745
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина, 101
КозАфициент трения
Время работы образца, обеспечиваемое запасом смазки, ч
Число ударов по корпусу подшипника, до появления повреждений
Предлагаемьаi способ п. 1 по пп. I и2


