Тяговый многодвигательный электропривод рельсового транспортного средства
Изобретение относится к транспорту и позволяет снизить массогабаритные показатели и потери электроэнергии. Обмотки 9-12 возбуждения тяговых электродвигателей контактами 13-20 реверсивного переключателя соединены в последовательные цепи с их якорными обмотками 5-8 и через токовое реле 4 подключены к источнику 1 питания. При больших токах, когда тяговые усилия наименее нагруженных колесных пар тележек транспортного рельсового средства могут превышать силы сцепления, токовое реле 4 включает коммутационные элементы, контакты 23 и 24 которых шунтируют резисторами 21 и 22 обмотки 10 и 12 одних из электродвигателей тележек в зависимости от заданного направления движения. При другом направлении движения они шунтируют другие обмотки 9 и 11, перераспределяя тяговые усилия в соответствии с нагрузкой на оси колесных пар тележек. Таким образом, резисторы 21 используются для шунтирования обмоток возбуждения разных электродвигателей и обтекаются током только в пусковых режимах работы. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51) 5 В 60 1 11 02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ га
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4342395/27-11 (22) 14.12.87 (46) 07.06.90. Бюл. № 21 (71) Уральское отделение Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (72) Г. Я. Белобаев и О. И. Новиков (53) 624.336 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 619374, кл. В 60 L 3/10, 1976. (54) ТЯГОВЫЙ МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ
ЭЛЕКТРОПРИВОД РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспорту и позволяет снизить массогабаритные показатели и потери электроэнергии. Обмотки
9 — 12 возбуждения тяговых электродвигателей контактами 13 — 20 реверсивного переключателя соединены в последовательные
„„SU„,„1569259 А 1
2 цепи с их якорными обмотками 5 — 8 и через токовое реле 4 подключены к источнику 1 питания. При больших токах, когда тяговые усилия наименее нагруженных колеснь:х пар тележек транспортного рельсового средства могут превышать силы сцепления, токовое реле 4 включает коммутационные элементы, контакты 23 и 24 которых шунтируют резисторами 21 и 22 обмотки 10 и 12 одних из электродвигателей тележек в зависимости от заданного направления движения.
При другом направлении движения они шунтируют другие обмотки 9 и 11, перераспределяя тяговые усилия в соответствии с нагрузкой на оси колесных пар тележек.
Таким образом, резисторы 21 используются для шунтирования обмоток возбуждения разных электродвигателей и обтекаются током только в пусковых режимах работы. 2 ил.
1569259
Формула изобретения
Изобретение относится к области транспорта, в,частности к тяговым многодвигательным электроприводам рельсовых тран спортных средств.
Цель изобретения — снижение массогабаритных показателей и потерь электроэнергии.
На фиг. 1 представлена схема силовой цепи предлагаемого электропривода; на фиг. 2 — схема цепей управления предлагаемым электроприводом.
Электропривод состоит из источника 1 пи:тания, выполненного в виде генератора 2 пе,ременного тока и выпрямителя 3, последовательно с которым включены токовые реле 4 и группы тяговых электродвигателей с обмотками 5 — 8 якорей и обмотками 9 — 12 возбуждения. Реверсивный переключатель с контактами 13 — 20, резисторы 21 и 22 и коммутационные элементы с контактами 23 и 24 включены в цепь питания обмоток 9 — 12 возбуждения тяговых двигателей. Обмотки
25 и 26 управления реверсивным переключателем через контакты 27 и 28 задатчика направления движения подключены к источнику 29 питания управления. Через контакты
30 токового реле к этому же источнику 29 подключены обмотки 31 и 32 управления коммутационными элементами.
Электропривод раб.тает следующим образом.
Задатчиком направления задается требуемое направление движения транспортного рельсового средства и его контакты, например, 27 подают напряжение на обмотку 25 управления реверсивным переключателем от источника 29 питания управления.
Переключатель устанавливается в положении, замыкая одни из пар контактов 13—
20, обеспечивающих вращение тяговых двигателей в нужном направлении.
Регулируя напряжение источника 1 питания на колесных парах тележек рельсового транспортного средства создают тяговое усилие, необходимое для обеспечения движения.
Из-за особенностей конструкции транспортного средства нагрузки на оси тележек неравномерны и зависят от направления движения.
При больших токах и больших тяговых усилиях, когда создаются условия для превышения тягового усилия сил сцепления наименее нагруженных колесных пар, включается
45 токовое реле 4, которое своими контактами 30 подает питание на обмотки 31 и 32 управления коммутационными элементами
Включение контактов 23 и 24 коммутационных элементов приводит к шунтированию обмоток 10 и 12 возбуждения соответствующих электродвигателей, что приводит к перераспределению токов и тяговых усилий электродвигателей в соответствии с нагрузками на оси колесных пар.
Аналогично работает тяговый электропривод и при другом выбранном направлении движения. Включение резисторов 21 и 22 с помощью контактов коммутационных элементов указанным образом позволяет их использовать в обоих направлениях движения, а применение токового реле — только при наиболее вероятной возможности возникновения буксования при предельных тяговых усилиях, например, прн трогании транспортного средства. Тем самым уменьшается количество резисторов и уменьшается время и.. работы под током.
Тяговый многодвнгате тьнь;й электропривод рельсового транспортного средства, содержащий подключенные параллельно к источнику питания по числу тележек группы тяговых электродвигателей, обмотки возбуждения которых соединены последовательно и подключены к выходам реверсивных переключателей, входы которых включены в последовательные цепи якорных обмоток тяговых электродвигателей, а обмотки управления реверсивных переключателей включены последовательно с контактами задатчиков направления движения в цепь источника питания управления, и коммутационные элементы, соединенные контактами последовательно с резисторами, отличаюи ийся тем, что, с целью снижения массогабаритных показателей электрооборудования и потерь электроэнергии, он снабжен токовым реле, включенным в цепь источника питания тяговых электродвигателей, контакты которого включены в цепь источника питания управления последовательно с обмотками управления коммутационными элементами, через контакты которь:х резисторь: подключены к общим выводам обмоток возбуждения и к одним из входов соответствующих реверсивнь:х переключателей.
1569259
Составитель Н. Лысяков
Редактор Е. Папп Техред И, Верес Корректор М. Кучерявая
Заказ 1421 Тираж 384 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 1О!


