Фланцевое соединение трубопроводов
Изобретение может быть использовано в химической промышленности для соединения трубопроводов, требующих разборки без присутствия персонала. Цель изобретения - повышение надежности и уменьшение габаритов фланцевого соединения. Фланцы 3,4 стянуты между собой. Фланец 3 установлен на концах соединяемых труб 1,2 с возможностью осевого перемещения и перекрывает образованный ими стык. На фланце 3 и торцах труб 1,2 выполнены конические бурты 7,8, контактирующие с коническими буртами втулки 9. Втулка 9 выполнена составной из секторов, обхваченных съемным кольцом 10. По краям секторов на наружной поверхности выполнены пазы, в которых размещены упругие кольца 12,13 с разной жесткостью, обхватывающие одновременно все секторы. Разборка в автоматическом режиме осуществляется с помощью не менее двух упоров 15, лежащих в диаметральной плоскости и совершающих возвратно-поступательное движение. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 L 23/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н двторскоью свидьтельствм
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4433448/40-29 (22) 31.05.88 (46) 23.05.90. Бюл. № 19 (72) В. В. Скрипица (53) 621.643 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1352147, кл. F 16 1 23/02, 1983. (54) ФЛАНЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ (57) Изобретение м. б. использовано в химической промышленности для соединения трубопроводов, требующих разборки без присутствия персонала. Цель изобретения— повышение надежности и уменьшение габаритов фланцевого соединения. Фланцы 3, 4 стянуты между собой. Фланец 3 установлен
„„Я0„„156616О А 1
2 на концах соединяемых труб:. 2 с возможностью осевого перемещения и перекрывает образованный ими стык. На флгнце 3 и торцах труб 1,2 выполнены конические бурты 7, 8, контактирующие с коническими буртами втулки 9. Втулка 9 выполнена составной из секторов, обхваченных съемным кольцом 10.
По краям секторов на наружной поверхности выполнены пазы, в которых размещены упругие кольца 12, 13 с разной жесткостью, обхватывающие одновременно все секторы. Разборка в автоматическом режиме осуществляется с помощью не менее двух упоров 15, лежащих в диаметральной плоскости и совершающих возвратно-поступательное движение. 1 з. и. ф лы. 3 ил.
1566160
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в химической промышленности для соединения трубопроводов, требующих по технике безопасности разборки без присутствия обслуживающего персонала.
Цель изобретения — повышение надежности и уменьшение габаритов.
На фиг. 1 изображено фланцевое соединение, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, в разобранном виде; на фиг. 3 — разрез
A-А на фиг. 1 (вид с торца на втулку, состоящую из секторов, скрепленных резиновыми кольцами по концам).
10
Фланцевое соединение трубопроводов 1 и 2 состоит из двух фланцев 3 и 4, стянутых
15 между собой с помощью шпилек 5 и гаек 6.
Фланец 3 установлен на трубопроводы 1 и 2 с возможностью осевого перемещения, перекрывает стык и имеет конический бурт 7.
Аналогичный конический бурт 8 вьнюлнен 20 на трубопроводе l.
Конические бурты 7 и 8 охватываются втулкой 9, состоящей из секторов, скрепленных съемным кольцом 10 и имеющих конические бурты на внутренней поверхности, взаимодействующие с коническими буртами 7 и 8 при их разведении с помощью шпилек 5 и гаек 6.
Это взаимодействие заключается в том, что сектора втулки 9 сползают с буртов 7 и 8 в радиальном направлении до упора в с.ьемное кольцо 10, образуя с последним замковое легко разбираемое соединение и обеспе-1ивая неподвижность фланцу 3, что создает возможность загерметизировать стык трубопроводов и 2 путем сжатия в нем уплотнительпой прокладки 11 при сведении фланцев 3 и 4.
На концах секторов втулки 9 в пазы установлены резиновые кольца 12 и 13, обладающие различной жесткостью и охватывающие одновременно все сектора.
Кольцо !2 выполнено из более мягкой резины и имеет меньшие размеры в попереч- 40 ном сечении, чем кольцо 13, закрепленное в канавке с помощью штифтов 14, поэтому после снятия кольца 10 при разведении конических буртов 7 и 8 кольцо !2 растягивается настолько, что сектора втулки 9 сползают с бурта 8 (промежуточные положения секторов втулки 9 изображены на фиг. 2 тонкими линиями).
Углы выполняются тем больше, чем больше коэффициент трения между коническими поверхностями буртов 7 и 8 и втулки 9 (для стали угол я 30 ).
Разборка фланцевого соединения в автоматическом режиме осуществляется с помоьцью не менее двух упоров 15, лежащих в диаметральной плоскости фланцевого соединения и совершающих возвратно-поступательное движение.
Для уменьшения усилия съема кольца 10 последнее имеет коническую посадку на втулку 9 с углом наклона р (р2 ).
Фланцевое соединение собирается следующим образом.
Устанавливаются соосно с контактом через уплотнительную прокладку 11 трубы 1 и 2, как показано на фиг. 2, фланец 3 с втулкой 9 (без кольца 12) надвигается на место стыка труб до упора конических буртов 7 и 8, при этом сектора втулки 9 со стороны кольца 12 раскрываются и надеваются на конические буртики 7 и 8, после чего устанавливается кольцо 12 и надвигается на втулку 9 кольцо 10, а затем путем вращения гаек 6 стягиваются фланцы. Конические буртики 7 и 8 разжимают сектора втулки 9 до упора в съемное кольцо 10, фиксируя его от смещения, а торцы труб 1 и 2 зажимают прокладку !1. Фланцевое соединение собрано.
При разборке на трубопровод 2 (или 1) устанавливается переносной гидроцилиндр с двумя упорами 15 на штоке. Ходом вперед штока сдвигается съемное кольцо 10, а ходом назад штока сдвигается фланец 3, при этом секторная втулка 9 раскрывается со стороны установки кольца 12 и соскакивает с конического бурта 8.
После разборки двух фланцев на трубе последнюю легко можно извлечь в направлении, перпендикулярном оси трубопровода
Формула изобретения
l. Фланцевое соединение трубопроводов, содержашее два фланца с крепежными резьбовыми деталями, втулкой и съемным кольцом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и уменьшения габаритов, один из фланцев установлен на концах соединяемых труб с возможностью осевого перемещения и перекрывает образованный ими стык, при этом на упомянутом фланце и у торцов соединяемых труб выполнены конические бурты, контактирующие с коническими буртами втулки, которая выполнена составной из секторов, охваченных съемным кольцом.
2. Соединение по п. 1, отличаюшееся тем, что оно снабжено упругими кольцами с разной жесткостью, а по краям секторов на наружной поверхности выполнены пазы, в которых размещены упомянутые кольца с возможностью одновременного охвата всех секторов.
1566160
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат <Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Редактор Н. Тупица
Заказ 1212
Составитель В. Краснопольский
Техред И. Верес Корректор М. Шароши
Тираж 564 Подписное


