Гидродинамическая передача
Изобретение может быть использовано в устройствах, где требуется редуцирование скорости вращения в сторону ее повышения. Цель изобретения - повышение КПД и энергоемкости. Гидродинамическая передача содержит расположенные вертикально входной вал 1 с насосным колесом 2 и выходной вал 4 с турбинным колесом 5, а также два направляющих желоба 6 и 7. Насосное колесо снабжено кольцевой перегородкой 14, закрепленной на его верхней торцовой поверхности. На боковой поверхности 12 кожуха 3 насосного колеса 2 выполнена кольцевая щель 19, охватываемая с внешней стороны входными участками желобов 6 и 7. При вращении насосного колеса 2 рабочая жидкость под действием динамического напора истекает через щель 19 и по желобам 6 и 7 на турбинное колесо 5. Перегородка 14 предотвращает попадание отработавшей рабочей жидкости непосредственно в область жидкостного кольца у щели 19. 2 ил.
СОЮЗ, СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ р IiJI ii..,:.,:,",.
1 Ьг 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4314924/25-29 (22) .09.10.87 (46) 15.05,90. Бюл, 9 18 .(71) Институт эволюционной физиологии и биохимии им, И,М.Сеченова (72) А, А, Гусеница (53) 621, 226. 5 (088. 8). (56) Авторское свидетельство СССР
9 343150, кл, F 16 Н 41/00в 1986 ° (54 ) ГИДРОДИНАК1ЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение может быть использо" вано в устройствах, где требуется редуцирование скорости вращения в сторо" ну ее повышения, Цель изобретения— повышение КПД энергоемкости. Гидродинамическая передача содержит расположенные вертикально входной вал 1 с
„,Я0„„1564440 А1 (g))g F 16 H 41/00
2 насосным колесом 2 и выходной вал 4 с турбинным колесом 5, а также два направляющих желоба 6 и 7. Насосное колесо снабжено кольцевой перегородкой1
14, закрепленной на его верхней торцовой поверхности. На боковой поверхности
12 кожуха 3 насосного колеса 2 выполнена кольцевая щель 19, охватываемая с,внешней стороны входными участками желобов 6 и 7, При вращении насосно.го колеса 2 рабочая жидкость под действием ди нами чес к о го напора истек ает через щель 19 и по желобам 6 и 7 на турбинное колесо 5. Перегородка 14 предотвращает попадание отработавшей рабочей жидкости непосредственно в область жидкостного кольца у щели 19.
Ю
2 ил. (::
Ф%
Qi
С5
4h
4ь
@ha
4Р
1564440
Изобретение относится к гидродинамическим. передачам и может быть использовано в машинах и мехаьщэмах, где требуется редуцирование скорости вращения в сторону ее увеличения, Цель изобретения — повышение К!Щ и энергоемкости передачи, На фиг, 1 представлена гидродинамическая передача, разрез; на.фпг, 2 разрез А-А на фиг. 1.
Гпдродинамическая передача содержит расположенный вертикально входной вал 1 с закрепленным на нем насосным колесом 2, которое размещено в кожухе 15
3, соосньп» с входным выходной вал 4 с турбинным колесом 5 и два направляющих желоба 6 и 7 с входными 8 и выходными 9 участками. Насосное колесо
2 имеет лопасти 10, закрепленные на верхней торцовой части 11 и боковой
12 поверхностях кожуха 3, Каждая лопасть 10 ймеет паз 13 расположенный на ее боковой поверхности, Насосное колесо 2 снабжено соосной с ним коль- 25 цевой перегородкой 14, выполненной в виде усеченного конуса, вершиной направленного в сторону турбинного колеса 5. Перегородка 14 меньшим своим основанием 15 закреплена на верхней тор- 0 цовой поверхности 11 насосного колеса 2. При этом между консольной торцовой поверхностью 16 перегородки l4 и нижней частью кожуха 3 насосного колеса 2 имеется зазор 17 для прохода ра35 бочей жидкости и, кроме того, в нижней части 3 имеется свободная полость 18. На боковой поверхности 12 кожуха 3 в верхней его части имеется кольцевая щель 19, Входные участки 8 40 направляющих желобов 6 и 7 охватывают щель 19 на кожухе насосного колеса 2 с внешней стороны, а их выходные участки 9 охватывают турбинное колесо
5- с двух противоположных сторон„45
Гидродинамическая передача работает следующим образом.
При вращении входного вала l приводится во вращение насосное колесо
2, Рабочая жидкость, находящаяся в насосном колесе 2, благодаря полости 18, не вся сразу, а постепенно поступает на лопасти 10, Рабочая жидкость под действием центробежных сил образует жидкостное кольцо, которое вследствие наличия пазов 13 в лопастях 10 имеет
S5,равномерную толщину по всей .его окружности, Под действием динамического на" пора рабочая жидкость исткает из жид" костного кольца через щель 19 íà боковой поверхности !2 кожуха 3 насосного колеса 2 и попадает на входные участки 8 направляющих желобов 6. и 7, охватывающие щель 19 .с внешней стороны, По направляющим желобам 6 и 7 рабочая жидкость поступает на турбинное колесо 5, где оно создает вращающий момент. Отработавшая жидкость после выхода из турбинного колеса 5 направляется на лопасти 10 насосного колеса
2. Перегородка 14 предотвращает попадание отработавшей рабочей жидкости сразу непосредственно в область жид-костного кольца около щели 19, После прохождения через зазор 17 рабо - ая жидкость возвращается в рабочий цикл, Формул а изобретения, Гидродинамическая передача, содер- жащая располсженный вертикально входной вал, размещенное в кожухе насосное колесо с закреплен1ыми на нем лопастями, каждая из которых имеет паз, соосный с входным выходной вал с турбинным колесом и два направляющих желоба с входными и выходными участками, причем выходные участки желобов охватывают турбинное колесо с двух сторон противоположных сторон, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что, с целью повышения КЦЦ и энергоемкости, насосное колесо снабжено соосной с ним кольце" вой перегородкой в форме усеченного конуса, вершиной направленного в сторону турбинного колеса и меньшим своим основанием закрепленного на соответствующей торцовой поверхности насосного колеса, между кожухом насосного колеса и консольной торцовой поверхностью перегородки образован зазор, а в нижней части кожуха насосного колеса имеется свободная от лопастей полость, при этом на боковой поверхности кожуха насосного колеса в верхней его части выполнена кольцевая щель, пазы лопастей выполнены на их боковых поверхностях, а входные участки желобов охватывают щель на кожухе насосного колеса с внешней стороны .
1564440
Составитель Я, Брацлавский
Техред М.Ходанич
Корректор М.Кучерявая
Редактор М, Недолуженко
Заказ 1! 51 Тираж 487 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина, 101


