Опора вала
Изобретение позволяет повысить долговечность опоры путем предотвращения образования беговых дорожек шарика 4 на неподвижном упоре 2. При вращении ротора гидромашины торец вала 3 упирается в шарик 4 и перекатывает его по неподвижному нижнему упору 2, происходит износ вала 3 и упора 2 с образованием беговых дорожек, диаметр которых определяется диаметром внутренней поверхности втулки 8, выполненной из материала с пониженной износостойкостью. Внутренний диаметр втулки 8 под действием износа увеличивается, и шарик 4 перекатывается по окружности большего диаметра вала 3 и упора 2, еще не подверженных износу. 1 ил.
СВОЗ СОНЕТСНИХ .СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК,А2 (19) (111 (51) 5 Г 04 D 29/04.1::КОВЗкк6
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ЛО изОБРетениям и ОтнРцтиям пРи Гннт сссР
1 (61) 1173072 (21) 4448203/31-29 (22) 27.06.88 (46) 15.04.90, Бюл. И 14 (71) Калужский Филиал МВТУ им. Н.Э.Баумана (72) А.А,Быковский и О.И.Комарцов (53) 621.671 (088.8) (56) Авторское свидетельство CCCP
11 1273649, KR» г 04 D 29/16, 1986.
Авторское свидетельство СССР
Ю 1173072, кл. F 04 D 29/04, 1985. (54) ОПОРА ВАЛА (57) Изобретение позволяет повысить долговечность опоры путем предотвра2 щения образования беговых дорожек шарика 4 на неподвижном упоре 2, !р . вращении ротора гидромашины торец вала 3 упираетгя в шарик 4 и перека" тывает его по неподвижному нижнему упору 2, происходит износ вала 3 . упора 2 с образованием беговых дорожек, диаметр которых определяется диаметром внутренней поверхности втулки 8, выполненной из материала с пониженной .износостойкостью. Внутренний диаметр втулки 8 под действием износа увеличивается и шарик 4 перекатывается по окружности большего диаметра вала 3 и упора 2, еще не подверженных износу. 1 ил.
1557361
Составитель Ю. Никитченко
Техред M.Äèäûê Корректор Т,Палий
Редактор А. Доли нич
Заказ 708 Тираж 497 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ .СССР
113035, Москва, М-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина,101
Изобретение относится к гидромашиностроению, а именно к конструкциям опор валов лопаточных гидромашин, и является дополнительным к основному 5 авт. св. И 1173072.
Цель изобретения - повышение долговечности путем предотвращения обра- зования беговых дорожек шарика на неподвижном упоре. 10
На чертеже изображена опора, продольный разрез.
Опора вала содержит корпус 1, нижний неподвижный упор 2 и расположенный между ним и валом 3 упорный шарик 4. Опора снабжена подшипником качения 5 с вращающимся внутренним кольцом 6 и неподвижно закрепленным в корпусе I наружным кольцом 7. Во внутреннем кольце 6 подшипника 5 установлена втулка 8,: а упорный шарик
4 размещен во втулке 8. Втулка 8 выполнена из материала, износостойкость которого ниже износостойкости упорного шарика 4. Диаметр шарика 4 меньше д внутреннего диаметра втулки 8, что позволяет ему свободно перекатыватьЮ ся по неподвижному упору 2 в пространстве, ограниченном втулкой 8.
Опора работает следующим образом.
При вращении ротора гидромашины торец вала 3 упирается в шарик 4 и перекатывает его по неподвижному нижнему упору 2, происходит износ вала
3 и упора 2 с образованием беговых
35 дорожек, диаметр которых определяется диаметром внутренней поверхности втулки 8, Одновременно за счет дейст" вия центробежной силы шарик 4 прижи- мается к внутренней поверхности втулки 8 и обкатывает его, вызывая вращеwe и износ втулки 8, выполненной из материала с пониженной износостойкостью (граФит, пластмасса, алюминий и т.д.), Внутренний диаметр втулки 8 под действием износа увеличивается, и шарик 4 перекатывается уже по окружности большего диаметра вала 3 и
Ь упора 2, еще не подверженных износу.
Для обеспечения определенного временного закона измерения диаметра окружности перекатывания шарика по валу
4 и упору 2 ширина втулки 8 может быть выполнена переменной по диаметру или она может состоять из двух и более концентрических колец с материалами разной износостойкости.
Формула изобретения
Опора вала по авт. св. 11 1173072, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем предотвращения образования беговых дорожек шарика на неподвижном упоре, во внутреннем кольце подшипника установлена втулка, выполненная из материала, износостойкость которого ниже износостойкости упорного шарика.

