Опора качения
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах валов и осей. Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения возможности регулирования режима гидродинамического скольжения. Опора качения содержит подшипник с наружным 1 и внутренним 5 кольцами, между которыми размещены тела качения 6 и центробежные грузики 4, установленные в гнездах внутреннего кольца. Опора дополнительно снабжена маятниковыми грузиками 7 с буртиками. Последние установлены со стороны торцов тел качения. Грузики 7 служат для компенсации центробежных сил, действующих на тела качения, и исключения радиального перемещения тел качения к наружному кольцу при работе опоры в режиме гидродинамического скольжения. Регулирование режима гидродинамического скольжения производится при помощи буртиков, выполненных на маятниковых грузиках, а подача масла производится через пазы в гнездах сепаратора. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
24 А2
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)5 F 16 С 21/ОО
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ "Б. - г„ (61) 1335739 (21) 4435826/25-27 (22)03.06.88 (46) 15.03.90. Бюл. Н 10 (72) А П Куликов (53) 621.922.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 1335739, кл. Г 16 С 21/00, 1985. (54) ОПОРА КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах валов и осей. Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения возможности регулирования режима гидродинамического скольжения. Опора качения содержит подшипник с наружным 1 и внутренним 5 кольцами, между которыми размещены тела
6 качения и центробежные грузики 4, установленные в гнездах внутреннего кольца. Опора дополнительно снабжена маятниковыми грузиками 7 с буртиками. Последние установлены со стороны торцов тел качения . Грузики 7 служат для компенсации центробежных сил, действующих на тела качения,и исключения радиального перемещения тел качения к наружному кольцу при работе опоры в режиме гидродинамического скольжения. Регулирование режима гидродинамического скольжения производится при помощи буртиков, выполненных на маятниковых грузиках, а подача масла производится через пазы в гнездах сепаратора. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1550242
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах валов и осей и является
1усовершенствованием устройства по авт. св. Г !335739.
Цель изобретения — повышение надежности путем обеспечения возможности регулирования режима гидродинамического скольжения. 1О
На фиг. 1 схематически показана предлагаемая опора, разрез; на фиг. 2вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез
Б-Б на фиг. 2 °
Опора качения содержит подшипник с наружным кольцом 1, сепаратором 2, в гнездах которого выполнены пазы 3 с центробежными грузиками 4, установленными в гнездах внутреннего кольца
5,,и телами 6 качения. Опора качения 20 дополнительно снабжена маятниковыми грузиками 7 с буртиками 8, установленными со стороны торцов тел качения, которые размещены на осях 9 на сепараторе, 1
Опора работает следующим образом.
При запуске, когда скорость вращения невысока, центробежная сила грузиков 4, прижимающая их к поверхности сепаратора 2, также незначительна. ЭО
В это же время частота вращения сепаратора 2, соответственно маятниковых грузиков 7 и тел 6 качения относительно оси вращения подшипника приблизительно в два раза ниже частоты вращения внутреннего кольца 5 и действующие при этом на них центробежные силы почти в четыре раза ниже чем силы, действующие на центробежные грузики 4, Таким образом, вращающий 40 момент, действующий на тела 6 качения, больше тормозящего момента от действия маятниковых грузиков 7 на сепаратор 2, и опора работает в режиме качения. Одновременно и маятниковые грузики 7 не оказывают практического влияния на работу тел качения, нагруженных внешними радиальными нагрузками и прижатых к наружному кольцу. При увеличении скорости вращения центробежная сила, прижимающая центробежные грузики 4 к поверхности сепаратора, также возрастает, При определенной скорости вращения тормозящий момент от действия центро55 бежных грузиков 4 на сепаратор 2 превышает момент вращения, действующий на тела 6 качения. Вследствие этого сепаратор 2 заклинивает на внутреннем кольце 5 подшипника и частота вращения сепаратора 2 с комплектом тел 6 качения и маятниковь!х грузиков 7 возрастает приблизительно в два раза ° Под действием центробежных сил маятниковые грузики 7 компенсируют воздействие на остановившиеся в своем вращении тела 6 качения центробежных сил и выключают тела качения из контакта с наружным кольцом подшипника. При этом маятниковые грузики 7 вместе с буртиками 8 перемещаются к наружному кольцу 1 и перекрывают зазор между сепаратором и наружным кольцом. Опора переходит на режим гидродинамическогo скольжения.
Смазка подшипника скольжения производится маслом, поступающим через пазы 3.
Переход опоры из режима гидродинамического скольжения на режим трения качения происходит в обратной последовательности.
Введение маятниковых грузиков 7 позволяет при переходе опоры качения на работу режима гидродинамического скольжения исключить касание тел 6 качения по наружному кольцу 1 и,нарушение сплошности масляного слоя в зазоре между наружной поверхностью сепаратора 2 и внутренней поверхностью наружного кольца подшипника. Буртики 8 на маятниковых грузиках 7 со стороны торцов подшипника и подача масла в зону скольжения через пЛЗы
3 в гнездах сепаратора 2 позволяют регулировать давление масляного клина в зоне скольжения, Таким образом, в прецлагаемом устройстве реализуются преимущества опоры качения для запус- ка высокооборотных узлов механизмов, например, при отрицательных температурах до -50 С и преимущества опоры
О скольжения при работе на стационарных режимах. Это позволяет исключить использование подогревателей на запусках при низких температурах и сэкономить материалы; топливо, специальные масла.
Формула изобретения
1. Опора качения по авт. св.
1335739, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена установленными на сепараторе со стороны торцов роликов маятниковыми грузиками, кинематически
Составитель И.Теравская
Техред Л.Сердюкова Корректор С.Шевкун
Редактор С.Лисина
Заказ 260
Тираж 523
Подписное е
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,101
5 1550242 6 связанными посредством одного из плеч 3. Опора качения по и. 1, о т л и " с соответствующими роликами. ч а ю щ а я с я тем, что в стенке
2. Опора качения по и. 1, о т л и - гнезда сепаратора, расположенной по ч а ю щ а я с я тем, что на торцах направлению движения, выполнен сквозмаятниковых грузиков со стороны наруж- ной паз. ного кольца выполнены буртики.


