Устройство для пуска трехфазного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока для пуска асинхронных электродвигателей. Цель изобретения - повышение надежности и упрощение. Это достигается тем, что катушки 9 и 17 второго реле настроены таким образом, что в начальный момент времени, протекающий через них ток не приводит к срабатыванию указанного реле. Снижение тока по мере разгона двигателя приводит к увеличению напряжения на выходе выпрямителя 13, что приводит к резкому уменьшению проводимости порогового элемента 15 и величины тока через обмотку 9. Второе реле срабатывает, замыкая свои контакты 10 и 12, шунтирующие элементы 6 - 8 гашения мощности. Двигатель выходит на номинальные обороты. Введение новых связей между функциональными элементами устройства позволяет повысить надежность и упростить устройство. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ . РЕСПУБЛИК (19) (И) 3 А3 (51) 5 Н 02 Р 1/26
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4375410/24-07 (22) 04 ° 02.88 (46) 07.03.90. Бюл. № 9 (75) В.Н. Судариков и Ю.А., Сутормин (53) 621, 313. 077 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1239816, кл. H 02 P 1/26, 1984.
Авторское свидетельство СССР. № 1117803, кл. Н 02 P 1/26, 1982. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУСКА ТРЕХФАЗНОГО
АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока для пуска асинхронных электродвигателей.
Цель изобретения — повышение надежности и упрощение. Это достигается
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока для пуска асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором, Цель изобретения — повышение надежности и упрощение устройства.
На чертеже изображена схема устройства.
Устройство для пуска трехфазного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором содержит первое реле с катушкой 1 и тремя замыкающими контактами 2-4, токоограничивающий резистор 5, элементы 6-8 гашения мощности, ории выводы которых снабжены зажимами для подключения к трехфазной обмотке статора электродвигателя, а другие выводы через замыкающие кон2 тем, что катушки 9 и 17 второго реле настроены таким образом, что в начальный момент времени, протекающий через них ток не приводит к срабатыванию укаэанного реле, Снижение тока по мере разгона двигателя приводит к увеличению напряжения на выходе выпрямителя 13, что приводит к резкому уменьшению проводимости порогового элемента 15 и величины тока через обмотку 9. Второе реле срабатывает, замыкая свои контакты 10 и 12, шунтирующие элементы 6-8 гашения мощности °
Двигатель выходит на номинальные обороты. Введение новых связей между функциональными элементами устройства по- I зволяет повысить надежность и упростить устройство. 1 ил. такты 2-4 первого реле соединены с тремя клеммами для подключения к фазам сети, второе реле с одной катушкой 9 и тремя замыкающими контактами 10-12, одни выводы которых подключены к соответствующим клеммам питающей сети, а другие — к соответствующим выводам трехфазной обмотки статора двигателя, первый выпрямитель 13, входы которого снабжены зажимами для подключения к выводам трехфазной обмотки статора двигателя, а выход подключен к одному выводу токоограничивающего резистора 5, второй выпрямитель 14, пороговый элемент 15, один зажим которого подключен к выходу . второго выпрямителя 14, пусковой коммутатор 16, один зажим которого подсоединен к нулевому проводу источника1548833 питания, а другой зажим вЂ,к другому выводу токоограничивающего резистора 5, второе реле снабжено дополнительной катушкой 17, один вывод которой подключен к одному выводу катушки 1 первого реле и одному зажиму порогового элемента 15, другой вывод дополнительной катушки 17 соединен r .другим зажимом пускового коммутатора 16 и другим выводом катушки первого реле, первый вывод основной катушки 9 второго реле подсоединен к другому зажиму порогового элемента 15, а другой ее вывод — к выходу первого выпрямителя 13, вход второго выпрямителя 14 подключен к соответствующим клеммам источника питания.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянйи пусковой коммутатор 16, а также контакты 2-4 и
10-12 находятся в разомкнутом состоянии. Фазное напряжение поступает на входы выпрямителя 14, диоды которого периодически переходят в проводящее состояние. При этом на выходе выпрямителя 14 формируется соответствующее постоянное напряжение, которое через обмотки катушек 1 9 17 и реУ У
30 эистор 5 поступает на выход выпрямителя 13, диоды которого находятся в закрытом состоянии, что препятствует протеканию тока через обмотки катушек 1, 9, 17 и срабатыванию соответствующих реле.
Пуск электродвигателя 18 осуществляется путем перевода пускового коммутатора 16 в замкнутое состояние.
При этом возникают токи в обмотках катушек 9 и 17 второго реле, а также
40 в обмотке катушки 1 первого реле, однако, поскольку обмотки катушек 9 и
17 включены встречно и их характеристики выбраны такими, чтобы обеспечивалось равное значение ампер-витков, 45 второе реле остается в первоначальном состоянии, а срабатывает только первое реле, контакты 2-4 которого замыкаются и обеспечивают пуск электродвигателя 18 через элементы 6-8 га- 50 .шения мощности.
Наличие пускового тока вызывает падение напряжения на элементах 6-8, поэтому напряжение на выходе выпрямителя 13 в первоначальный момент SS времени существенно меньше напряжения на выходе выпрямителя 14, что способствует поддержанию неизменного состояния второго реле. Однако по мере увеличения числа оборотов двигателя 18 величина потребляемого тока уменьшается, напряжение на выходе выпрямителя 13 увеличивается, вследствие чего в соответствующий момент времени происходит резкое уменьшение проводимости порогового элемента 15 и величины тока через обмотку катушки 9 второго .реле. При этом под действием тока обмотки катушки 17 сердечник этого реле намагничивается и второе реле срабатывает, замыкая контакты 10-1 2 и выводя электродвига= тель 18 на номинальный режим.
Для отключения электродвигателя производится размыкание пускового коммутатора 16 что приводит к обесточиванию обмоток всех реле, размыканию их контактов 2-4, 10-12 и остановке электродвигателя 18.
Использование изобретения за счет введения новых связей между функциональными элементами схемы позволяет сократить общий объем коммутационного оборудования и уменьшить интенсивность отказов и тем самым повысить надежность и упростить устройство.
Формула изобретения
Устройство для пуска трехфазного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором, содержащее первое реле с катушкой и тремя замыкающими контактами, токоограничивающий резистор, три элемента гашения мощности, одни выводы которых снабжены зажимами для подключения к выводам трехфазных обмоток статора двигателя, а другие выводы через замыкающие контакты первого реле соединены с тремя клеммами для подключения к фазам источника питания, второе реле с катушкой и тремя замыкающими контактами, одни выводы которых снабжены зажимами для подключения к источнику питания, а другие выводы — к соответствующим зажимам для подключения к обмотке статора двигателя, первый выпрямитель, входы которого снабжены зажимами для подключения к обмотке статора двигателя, а выход подключен к одному выводу токоограничивающего резистора, второй выпрямитель, пороговый элемент, один вывод которого подключен к выходу второго выпрямите-. ля, пусковой коммутационный элемент
Составитель В, Лопатин
Техред Л.Олийнык Корректор О. Кравцова!
Редактор Н. Лазаренко
Заказ 144 Тираж 449 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина,!01
5 15488 с зажимом для подсоединения к нулевому проводу источника питания, а другой его зажим подсоединен к другому выводу токоограничивающего резистора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, 5 что, с целью повышения надежности и упрощения, второе реле снабжено дополнительной катушкой, один вывод которой подключен к одному выводу катушки первого реле и одному выводу порогового элемента, другой вывод до33 полнительной катушки соединен с другим зажимом пчскового коммутационног
ro элемента и другим выводом катушки первого реле, первый вывод основной катушки второго реле подсоединен к другому зажиму порогового элемента, а другой вывод — к выходу первого выпрямителя, вход второго выпрямителя снабжен зажимами для подключения к соответствующим клеммам источника питания,


