Резьбовое соединение
Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопорению резьбовых соединений. Цель изобретения - снижение металлоемкости и упрощение конструкции. Колпачковая гайка 1 зафиксирована на сопряженной детали 4 подпружиненным стопорным элементом 2. Стопорный элемент 2 размещен в глухом торцовом эксцентричном отверстии 3 детали 4, а его хвостовик 5 - в одном из глухих эксцентричных отверстий 8 на дне гайки 1. Подпружиненный нажимной элемент 9 установлен в полости гайки в зоне ее дна в контакте с торцом 6 стержня стопорного элемента. При воздействии на нажимной элемент 9 через центральное отверстие 7 гайки 1 он утапливается и выводит хвостовик 5 из глухого отверстия 8 гайки 1. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ GOBETCHHX
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК,SU;„,1548542
А1 (51)5 F 16 В 39/08 .
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
58
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
llO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И (ЛНРЫТИЯМ
IlPH ГКНТ СССР
К A ВТОРСКОМЪ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 44253 09/25-27 (22) 16,05.88 (46) 07, 03 . 90 . Вюл. 9 9 (75) С.Г.Куэовников (53) 621.882.54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 409018, кл. F 16 В 39/08, 1 972. (54) РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Изобретение относится к маниностроению, в частности к стопорению резьбовых соединений. Цель изобретения — снижение металлоемкости и упрощение конструкции. Колпачковая гайка
1 зафиксирована на сопряженной дета2 ли 4 подпружиненным стопорным элементом 2. Стопорный элемент 2 размещен в глухом торцовом эксцентричном отверстии 3 детали 4, а его хвостовик
5 — в одном из глухих эксцентричных отверстий 8 на дне гайки 1 . .Подпружиненный нажимной элемент 9 установлен в полости гайки в зоне ее дна в контакте с торцом 6 стержня стопорного элемента. При воздействии на нажимной элемент 9 через центральное отверстие 7 гайки 1 он утапливается и выводит хвостовик 5 из глухого отверстия 8 гайки 1. 3 э.п. ф-лы, 2 ип.
1548542
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии гайка 1 зафиксирована хвостовиком 5. Два других хвостовика, принадлежащие двум дополнительньм стопорным элементам, благодаря тому, что дополнительные эксцентричные отверстия детали 4 несколько смещены, не попадают в глухие отверстия 8 гайки l, Только один хвостовик из .трех фиксирует гайку. Для поворота гайки l необходимо через отверстие 7 в гайке 1 воздействовать на нажикной элемент - пластину 9. При нажатии на пластину 9 подпружиненный стопорный элемент 2 опустится и его хвостовик 5 выйдет из глухого отверстия 8 гайки 1 . При дальнейшем опускании пластина 9 зацепит дополнительные стопорные элементы за торцы их стержней и "утопит" их ниже торца сопря-.. женной детали 4. Гайку можно повернуть.
При снятии воздействия на пластину
9 пружины упирают хвостовики в дно 10 гайки 1 ° Остается только совместить одно из глухих отверстий 8 гайки 1 с одним из хвостовиков путем поворота гайки в ту или в другую сторону до захода одного из хвостовиков в одно из глухих отверстий 8 гайки 1.
Например, при смещении дополнительных глухих отверстий, выполненных в детали 4, на 1/3 диаметра глухого отверстия 8 гайки 1 поворот гайки до попадания одного из хвостовиков в одно из глухих отверстий 8 будет на величину, не превьппающую 1/3 диаметра глухого отверстия 8 гайки 1 .
Выполнение стержня стопорного элеВ мента 2 с дополнительньм хвостовиком
15 на торце, размещенном в отверстии сопряженной детали, позволяет при сборке не обращать внимание на то, каким концом его устанавливать, так как любая установка становится правильной.
Данное решение обеспечивает простоту конструкции и возможность повышения точности фиксации.
Формула изобретения
1. Резьбовое соединение, содержащее колпачковую гайку с центральньм сквозным отверстием и эксцентричными относительно оси соединения, располоИзобретение относится к машино" строению к стопорению резьбовых сое"
) динений.
Бель изобретения — снижение метал5 лоемкости и упрощение конструкции.
На фиг . l изображено резь бово е соединение, продольный разрез, на фиг.2— сечение А-А на фиг,l .
Резьбовое соединение содержит кол- 10 пачковую гайку 1, зафиксированную при помощи подпружиненного стопорного элемента 2, расположенного в глухом торцовом эксцентричном отверстии 3 сопряженной с гайкой детали 4. Стопорный элемент выполнен в виде стержня с хвостовиком 5 меньшего диаметра на одном из его торцов 6. В дне гайки 1 выполнено центральное сквозное отверстие 7 и эксцентричные относи- 20 тельно оси соединения, расположенные на одной окружности, выемки в виде ряда последовательно расположенных глухих отверстий 8. Хвостовик 5 стопорного элемента 2 размещен в одном 25 из упомянутых глухих отверстий 8 гайки 1. Нажимной элемент, выполненный ,в виде пластины 9, размещен в полости гайки 1 в зоне дна 10. и подпружинен в осевом направлении, причем пру 30 жина 11 нажимного элемента размещена между последним и деталью 4.
Кроме того, пластина 9 установлена в контакте с торцом 6 стержня стЬпорного элемента 2. Для исключения перекосов при расстыковке нажычной элемент снабжен направляющим штырем
12, который расположен в глухом осевом отверстии 13, выполненном в сопряженной с гайкой детали 4. Через 40 центральное отверстие 7 осуществляется воздействие на нажимной элемент 9, который опускается в круговую проточку 14, вьполненную в детали 4.
Для повышения дробности фиксации 45 резьбовое соединение может быть снабжено дополнительными аналогичными стопорными элементами. В этом случае в детали 4 должны быть выполнены дополнительные, расположенные на однои ок- 50 ружности с основным 3, эксцентричные глухие отверстия под дополнительные стопорные элементы. Дополнительные эксцентричные глухие отверстия детали
4 смещены относительно глухих отверс- тий 8 дна гайки 1, а торцы хвостовиков дополнительных стопорных элементов установлены в контакте с дном 1 0 гайки 1.
Составитель П,Чесных
Техред M.Õoäàíè÷
Редактор А.Шандор
Заказ 130
Корректор С.Шекмар
Тираж 552
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент, r.Óæãoðoä, ул. Гагарина, 101
5 15485 женньми на одной окружности, выемками в ее дне, сопряженную с гайкой резьбовую деталь с глухич торцовым эксцентричным отверстием, в котором установлен подпружиненный стопорный
5 элемент в виде стержня с хвостовиком меньшего диаметра на одном из его торцов, размещенным в одной из упомянутых выемок гайки, и подпружиненный 1п в осевом направлении нажимной элемент, установленный в контакте с гай кой и стопорным элементом, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения металлоемкости и упрощения 15 конструкции, нажимной элемент выполнен в виде пластины, размещенной в полости гайки в зоне дна в контакте с торцом стержня со стороны хвостовика, пружина нажимного элемента разме- 2О щена между последним и сопряженной деталью.
2. Соединение по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что эксцентрич25 ные выемки в дне гайки выполнены в
42 б
- виде ряда последовательно расположенных глухих отверстий, 3. Соединение по п.2, о т л и " ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено дополнительными аналогичными стопорньми элементами, в сопряженной детали выполнены дополнительные, расположенные на одной окружности с основньм, эксцентричные глухие отверстия под дополнительные стопорные элементы, причем дополнительные эксцентричные глухие отверстия смещены относительно глухих отверстий дна гайки, а торцы хвостовиков дополнительных стопорных элементов установлены в контакте с дном гайки.
4. Соединение по п.1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что стержень выполнен с дополнительным хвостовиком на торце, размещенньм в отверстии сопряженной детали.
5. Соединение по .1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что в торце резьбовой детали выполнена круговая проточка под пластину.


