Дышло прицепа автотракторного поезда
Изобретение относится к транспорту, а именно к сцепным устройствам автотракторных поездов. Цель изобретения - повышение устойчивости прямолинейного движения. Дышло прицепа автотракторного поезда содержит переднюю 1 и заднюю части 2 продольного элемента, связанный посредством горизонтальных шарниров 5 с поворотной тележкой прицепа и кинематически связанный с продольным элементом четырехзвенный механизм в виде трапеции. Устройство снабжено регулируемой муфтой предельного момента с вертикальной осью, размещенной между передней и задней частями продольного элемента. Малое звено четырехзвенного механизма соединено с прицепом и расположено в проходящей через ось тележки горизонтальной плоскости на уровне оси тележки. Один диск муфты предельного момента соединен с передней частью продольного элемента, а другой - с задней частью продольного элемента. Один из дисков муфты предельного момента имеет сквозное отверстие с размещенным в нем подпружиненным стержнем с конусным концом, выполненным с возможностью взаимодействия с конусным гнездом другого диска. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕКНЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4363091/31-11 (22) 13.01.88 (46) 07.02.90. Бюл. Р" 5 (71) Ташкентский автомобильно-дорожный институт (72) Ю.В.Ронгинский, В.А.Топалиди, Н.Н.Новожилов, А.М.федотов, Ш.Х.Усманов и Е.Н,Заботкин (53) 629.11.013 (088.8) (56) Патент США М 4019754, кл. B 62 D 53/00, 1977, (54) ДЫШЛО ПРИЦЕПА АВТОТРАКТОРНОГО
ПОЕЗДА (57) Изобретение относится к транспорту, а именно к сцепным устройствам автотракторных поездов. Цель изобретения - повышение устойчивости прямолинейного движения. Дышло прицепа автотракторного поезда содержит переднюю 1 и заднюю 2 части . продольного элемента, связанный по- средством горизонтальных шарниров 5
„.SU, 1541104 А1 (51) 5 В 62 D 53/00
2 с поворотной тележкой прицепа и кинематически связанный с продольным элементом четырехзвенный механизм в виде трапеции. Устройство снабжено регулируемой муфтой предельного момента с вертикальной осью, размещенной между передней и задней частями продольного элемента. Малое звено четырехзвенного механизма соединено с прицепом и расположено в проходящей через ось тележки горизонтальной плоскости на уровне оси тележки.
Один диск муфты предельного момента соединен с передней частью продольного элемента, а другой - с задней частью продольного элемента. Один из дисков муфты предельного момента имеет сквозное отверстие с размещенным в нем подпружиненным стержнем с конусным концом, выполненным с возможностью взаимодействия с конусным гнездом другого диска. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
1541104
Изобретение относится к транспорту а именно к сцепным устройствам
1 автотракторных поездов.
Цель изобретения - повышение ус5 тойчивости прямолинейного движения автотракторных поездов.
На фиг. 1 показано дышло, вид сверху; на фиг. 2 - вертикальный шарНир с муфтой предельного момента, !О ид сбоку; на фиг. 3 - то же, варинт муфты предельного момента; на иг. 4 - тележка при боковом смещении прицепа, вид сзади.
Дышло включает в себя продольный
Элемент, состоящий из передней 1 и фадней 2 частей (фиг.l), связанных иежду собой вертикальным шарниром 3.
На оси вертикального шарнира 3 размещена муфта 4 предельного момента.
Передняя часть 1 продольного элемента и его задняя часть 2 связаны
:соответственно с тягачом и прицепом
;посредством горизонтальных шарниров ,5. Задняя часть продольного элемента 25 . связана с поворотной тележкой прицепа посредством четырехзвенного механизма, выполненного в виде трапеции,,,включающей большое основание 6, малое
ОснованИе 7 и боковины 8. Большое основание 6 связано с продольным элементом через шарнир 5. Малое Основание 7 связано с поворотной тележкой, причем в горизонтальной плоскости малое основание расположено на уровне оси поворотной тележки. Боковое ! смещение механизма ограничено упора ми 9.
Муфта предельного момента 4 (фиг.2) сОстОит иэ дискОВ 10 и llр 40 снабженных фрикционными накладками
12, оси вертикального шарнира 3. Каждый из дисков жестко связан соответ« ственно с передней и задней частями продольного элемента. Диски 10 и 11 сжимаются пружиной 13, усилие которой регулируют гайками 14, Муфта предельного момента (фиг.3) может содержать диски 10 и 11 и ось вертикального шарнира 3.
Один иэ дисков снабжен отверстием со вставленным в него стержнем 15, имеющим конический конец. Стержень отжимается вниз пружиной 16. Нижний диск 11 имеет гнездо, в которое входит коническая часть стержня.
Муфта предельного элемента В обоих вариантах исполнения защищена кожухом 17. Муфту предельного момента регулируют таким образом, чтобы величина момента сопротивления, возникающего при относительном повороте пе" . редней и задней частей продольного элемента вокруг вертикального шарнира
3, существенно превышала величину момента, возникающего от действия случайных сил, приводящих к боковому смещению прицепа.
Дышло прицепа работает следующим образом.
При боковом смещении S прицепа (фиг.4) в результате воздействия случайных сил (местные поперечные уклоны дороги, наезд на препятствие, порыв бокового ветра и т.n.) продольный элемент 2 и связанное с ним большое основание трапеции 6 остаются на месте, так как тягач либо впереди идущий прицеп в этот момент продолжают двигаться прямолинейно, Малое основание трапеции 7, связанное с прицепом, получает смещение S. Одна из боковин трапеции 8, например левая, nosopaчиваясь вокруг шарнира, связанного с большим основанием, отталкивает левую часть оси тележки назад. Правая боковина, поворачиваясь, перемещает правую половину оси тележки вперед. Ось тележки поворачивается в сторону перемещения переднего конца прицепа.
При повороте действие шарнирного механизма блокируется упорами 9 (фиг.l). При этом продольный элемент переламывается, передняя и задняя части продольного элемента поворачиваются вокруг вертикального шарнира 3.
Формула изобретения
l. Дышло прицепа автотракторного поезда, содержащее продольный элемент, передняя часть которого соединена с тягачом, а задняя посредством горизонтального шарнира - с поворотной тележкой прицепа, и кинематически связанный с продольным элементом четырехэвенный механизм в виде трапеции, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения устойчивости прямолинейного движения, устройство снаб" жено регулируемой муфтой предельного момента с вертикальной осью, размещенной между передней и задней частяии продольного элемента, причем малое звено четырехзвенного механизма сое"
15411 динено с поворотной тележкой прицепа и расположено в проходящей через ось тележки горизонтальной плоскости, а большее звено четырехзвенного механизма соединено с заднеи частью продоль5 ного элемента.
2. Дышло no n l, о т л и ч а ющ е е с я тем, что один диск муфты предельного момента соединен с перед- 1п
04 6 ней частью продольного элемента, а второй диск соединен с задней частью продольного элемента, при этом один из дисков муФты предельного момента имеет сквозное отверстие с размещенным в нем подпружиненным стержнем с конусным концом, выполненным с возможностью взаимодействия с конусным гнездом второго диска.
1541104
Редактор С.Пекарь
Заказ 256 Тираж 454 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113935, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðoä, ул.Гагарина, 101
1 111
Составитель Г.Гандыбин
Техред Л.Сердокова Корректор О.Ципле



