Устройство для диагностической проверки системы рулевого управления автомобилей

 

Изобретение относится к устройствам для проверки системы рулевого сервоуправления автомобилей, в частности для диагностических проверок. Цель изобретения - повышение качества диагностической проверки системы. Блок 2 чувствительного элемента измерения давления присоединен к усилителю 9, выход которого через фильтр низких частот 10 присоединен непосредственно к первому входу дифференциального усилителя 13, а через приводимый в действие нулевым (компенсирующим) переключателем 16 блок считывания 12 - к второму входу дифференциального усилителя 13. Выход дифференциального усилителя 13 через переключатель 26 присоединен к первому входу компаратора 14, к второму входу которого через переключатель 17 присоединен регулятор уровня 30. Первый выход компаратора 14 присоединен к первому входу схемы ИЛИ 15, второй выход - к второму входу переключателя 16 с помощью приводимого в действие через его первый вход компаратора 27, при этом к второму входу схемы ИЛИ 15 присоединен переключатель уровня сигнала 19, имеющий присоединенный к выходу схемы ИЛИ 15 блок запоминания 18 для непрерывной индикации. К входу блока запоминания 18 присоединен выход блока 22, к входу которого присоединен выход датчика 21 поворота рулевого вала, а к управляющему входу - выход компаратора 27. Выход блока 18 присоединен к датчику 21 поворота рулевого вала. К выходу фильтра низких частот 10 через аналого-цифровой преобразователь 6 присоединен блок индикации давления 7 с ц

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 G Ol 1 1 17/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ к пщткнту

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

flPH ГКНТ СССР

1 (21) 3293149/27-11 (22) 20.05,81 (31) 1261/80; 1262/80 (32) 20.05.80 (33) HU (46) !5,01,90. Бюл. К 2 (71) Аутоипари Кутато Интезет (HU) .(72) Аттали Иадочаи, Иштван Келемен, Тибор Иураи, Карой Тарнок, Ласло Ревес, Имре Хоэляйтер и Петер Pаушнитц (Н1 ) (53) 629.113.014.5 (088.8) (56) Гинзбург Л.Л. Рулевые управления автомобилей. И., 1974, фиг.49, с. 114.

„„Я0„„1537147 A 3

2 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ

ПРОВЕРКИ CH(;TF.N I РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНЙЯ

AB T0N0ÁÈËF Й (57) Изобретение относится к устройствам для проверки системы рулевого сервоуправления автомобилей, в частности для диагностических проверок, Цель изобретения — повышение качества диагностической проверки системы.

Блок 2 чувствительного элемента измерения давления присоединен к усилителю 9, выход которого через фильтр нижних частот 10.присоединен непосредственно к первому входу дифференциального усилителя 13, а через

1537147

25 приводимый н действие пулевым (компенсирующим) переключателем 16 блок считывания 1? — к второму входу дифференциального усилителя 13, Выхоц дифференциального усилителя 13 через переключатель 26 присоединен к первому входу компаратора 14, к второму входу которого через переключатель 17 присоединен регулятор уров" ня 30, первый выход компаратора 14 присоединен к первому входу схемы

ИЛИ 15, второй выход — к второму в оду переключателя 16 с помощью приводимого в действие через его первый нход компаратора 27, при этом к нторому входу схемы ИЛИ 15

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для диагностической проверки системы рулевого управления автомобилей.

Цель изобретения — повышение качества диагностической проверки.

На фиг.l представлена блок-схема устройства; на фиг.2 — датчик изме.рения момента; на фиг.3 " датчик углового поворота рулевого вала.

Датчик 1 измерения момента рулевого вала присоединен к входу блока

2 чувствительного элемента измерения

yðoâíÿ момента, к выходам которого присоединены блок 3 цифрбвой индикации момента и блоки 4 и 5 задержки с различными по времени величинами задержки, которые через аналого-цифровой преобразователь 6 соединены с блоком 7 цифровой индикации давления.

К другому входу аналого-цифрового преобразователя 6 присоединен датчик

13 давления, который связан с преобразователем 6 через блок 9 кондиционирования сигнала и фильтр 10 низких частот.

Блок 9 коидиционирования сигнала состоит из стабилизированного относительно импульсных помех защищенного от погрешности рассогласования, электрически согласованного с блоком измерительного датчика давления, усилителя, переключаемоro на дна различных коэффициента усиления.

Блок 9 кондициониронания сигнала электрически через переключатель ll соединен с датчиком 8 давления, 30

35 ао

55, присоединен переключатель уровня сигнала 19, имеющий присоединенный к выходу схемы ИЛИ 15 блок запоминания 18 для непрерывной индикации, К входу блока запоминания 18 присоединен выход блока ?2, к входу которого присоединен выход датчика 21 поворота рулевого вала, а к управляющему входу — выход компаратора

27, Выход блока 18 присоединен к датчику 21 поворота рулевого вала, К выходу фильтра нижних частот 10 через аналого-цифровой преобразователь 6 присоединен блок индикации давления 7 с цифровым считыванием. з.п. ф.—.лы, 3 ил.

Выход филь тра 10 низких час то т соединен с блоком 12 считывания и с дифференциальным усилителем 13, соединенным с компаратором 14 и элементом ИЛИ 15, К блоку 12 считы-. вания подсоединен переключатель 16, а к компаратору 14 — переключатель

l7 измерительного диапазона.

Элемент ИЛИ 15 соединен с блоком

18 запоминания и с переключателем

19 уровня сигнала, а блок 18 запоминания соединен с индикацией углового поворота рулевого вала 20, Датчик

21 углового поворота рулевого вала соединен с блоком 22 счета.

Контролирующий температуру масла н гидравлической системе проверяемого рулевого управления с сервоприводом и подающий электрический сигнал, уже упомянутый датчик 23 температуры устройства присоединен к измерительному мосту и блоку 24 сравнения, причем к последнему присоединен показывающий температуру или преимущественно различные температурные диапазоны блок 25 индикации температуры. Иежду дифференциальным усилителем 13 и компарятором 34 установлен переключатель 26, связанный с блоком 2. Компенсатор 27 уста- . новлен между блоком 22 счета и считывающим блоком 12 и связан с компаратором 14.

Переключатель 28 установлен между блоками 4 и 5 задержки и аналогоцифровым преобразователем 6. Переключатель 26 связан с датчиком 28 поворота рулевого колеса, а переклю47

На резьбе 67 .цилиндрической поверхности 66 располагается резьба

76, несущая электрический датчик

7 угла поворота вала, и оба резьбовых элемента до упора ввернуты друг в друга. На плечо 78 несущего вала

77 установлен до упора расположенньп| на цапфе вала 79 шариковый подшипник 80, наружное кольцо которого подогнано к гнезду 81 опорной ступицы 82. И1ариковьп подшипник 80 закреплен на цапфе вала с помощью крепежного кольца 83, в гнезде подшипника

81 — с помощью крепежного кольца 84.

В гнезде 85 опорной ступицы 82 расположена неподвижная часть электрического датчика углового повОрота, присоединенная к проводу 86 вращающейся части, муфта 87 соединяет вращающуюся часть через поводок с не- сущим валом 77, Опорная ступица 82 имеет опорное плечо 88, которое выполнено вплоскости продольного сечения несущего вала жестким, а в плоскости поперечного сечения — шарнирным, Опорное плечо 88,имеет выполненный в виде сцепляющей шайбы 89 крепежный элемент, который может

5 15371 чатель 17 — с регулятором 30 уровня сравнения.

Датчик измерения момейта закреплен с помощью эажимного бугеля 31, к

5 стороне 32 которого и винта крепления привинчен расположенный касательно по отношению к венцу рулевого колеса стержень 33, Ло цилиндрической по,верхности 34 стержня 33 подвижно направляется один снабженный отверстием 35 конец выполненного в виде ручки корпуса 36 динамометра, причем другой конец направляется через подогнанные под направляющую ось 37 1я стержня 33 подпружиненные тарелки

38. В исходном положении на плечо 39 стержня 33 опирается направляемая через направляющую ось 37 тарелка 40 через свою торцовую поверхность 41. 20

На опорную:поверхность 41 тарелки

40 опирается пружина 42. Торцовая сторона 41 тарелки 40 в исходном положении одновременно опирается на плечо 43 отверстия 44 корпуса 36. 25

Винтовая пружина 42 своим другим . концом опирается на опорную поверхность.45, также направляемой с помощью направляющей оси тарелки 38, причем противолежащая торцовая сторона 30

46 тарелки 38 приходит к упору на. внутренней торцовой стороне 47, навинченной на корпус 36 гайки 48, На оси 37 между тарелкой 40 и тарелкой 38 расположено упорное кольцо

49, чьи торцовые стороны 50 и 51 образуют упорные поверхности 52 для тарелок 40 и 38. Длина подвижного упорного кольца 49 огргничивает минимальную длину сжатой пружины 42.

На оси 37 стержня 33 между стороной 32 и тарелкой 38 расположено упорное кольцо 53, Отсутствие проворота корпуса 36 по отношению к стержню 33 обеспечивается с помощью входящего в канавку 54 и закрепленного в отверстии .корпуса 36 штифта

55. Во время приведения в действие корпус 36 перемещается в осевом на-. правлении на стержне 33 и это движе- 50 ние дает измерительную величину, Взаимное движение обоих конструктив-.. ных элементов измеряется с помощью электрической пары измерительных эле-ментов 56, неподвижная часть 57 которых закреплена в гнезде 58 стержня 33 и выполнена в виде ползункового реостата, причем п линия 59 выводится с помощью закрепленного в полом пространстве 60 подключения.

Датчик 21 углового поворота рулевого вала (фиг.3) представляет из себя закрепленную на рулевом валу с помощью винтов 61 и зафиксированную в цилиндрическом гнезде 62 с помощью быстрозажимного приспособления ступицу 63. Наружная поверхность

64, обеспечивающая позиционирование и фиксирование упругого зажимного кольца 65 быстрозажимного приспособления, зажата в цилиндрическом гнезде 62 ступицы 63 рулевого колеса.

Го цилиндрической поверхности 66 снабженного резьбой 67 резьбового штока 68 быстрозажимного приспособления нажимная пластина 69 через ее отверстие неподвижно закреплена ь цилиндрической поверхности 66 тарелки 70, нажимная 71 и цилиндрическая

72 поверхности которой направляют упругое зажимное кольцо, которое сжато в радиальном направлении с помощью торцовой поверхности 73 нажимной пластины 69. На нажимную пластину 69 опирается сидящая на резьбе

67 HB)KHMHBH гайка 74, снабженная ручкой 75.

1537147 закрепляться на кабине водителя, преимущественно на ветровом стекле.

Устройство работает следующим образом.

Для измерения на рулевом колесе не показано) транспортного средства с помощью зажимного винта закрепляется датчик измерения момента, а с помощью быстрозажимного приспособления — датчик измерения углово о поворота рулевого вала.

В гнезде 62 ступицы 63 колеса закреплен с помощью ручки 75 быстрозажимного приспособления датчик 21 измерения углового поворота рулевого вала, Сцепляющая шайба 89 опорного плеча 88, закрепленного на несущей датчик углового -поворота опорной ступице 82, закреплена на ветровом стекле кабины водителя автомобиля. При измерении венец рулевого ко-. леСа поворачивается с помощью предусмотренной на корпусе 36 динамометра ручки, При воздействии вращающей силы пружина ч2 динамометра сжимается, корпус динамометра 36 перемещается по стержню динамаметра

33, сжимая пружину 42 с линейной характеристикой, пропорциональной пути перемещения. Воспринимающая путь перемещения пара измерительных элементов 56 подает пропорциональный пути перемещения электрический выходной сигнал, так как прикрепленный к корпусу 36 динамометра ползунок перемещается на полэунковом реостате 57 и таким образом пара элементов измерения силы подает электрический аналоговый сигнал. Величину угла поворота рулевото колеса измеряет датчик 21 углового поворота так, что вращающаяся часть, поводок которого через муфту 87 находится в передающем вращательное движение соединении с несущим валом

77 и поворачивается вместе с рулевым колесом по сравнению с неподвижной частью, расположенной на опорной втулке 82, предохраняемой от вращения с помощью опорного плеча 88, Несущий вал 77 через ввинченные одна в другую и взаимно фиксируемые ppsE> бщ гайки 76 и валя 67 находится в передающем вращательное движение соединении с быстрозажимным приспособлением ру: евого колеса.

10 5

35 0

Датчик 21 углового поворота подает на своем выходе аналоговый электрический сигнал, При измерении регулируемого максимального давления рулевого управления с сервоприводом в фиксированном состоянии рулевых колес транспортного средства или приводящих в действие рулевые колеса тяг рулевой вал автомобиля поворачивается от руки с помощью ручки, закрепленной на рулевом колесе датчика 1 измерения вращающего момента рулевого вала, С выхода подающего электрический выходной сигнал датчика 1 измерения углового момента рулевого вала.пропорциональный оказываемому вращающему моменту электрический сигнал попадает на вход блока 2 измерения чувствительного элемента уровня момента. В блоке аналоговый сигнал проходит через входной усилитель и выпрямитель, а также через схему умножения, регулируемую в соответ= ствии с диаметром рулевого колеса, и попадает после разветвления, с одной стороны, через преобразующий аналоговые величины в цифровые на непрерывную трехразрядную индикацию вращающего момента, При йзмерении максимального регулируемого давления рулевого управления с сервоприводом переключатель 28 времени и уровня момента соединяет управляющий началом измерения вход аналого-цифрового: преобразователя 6 с блоком 5 временной задержки с более длительной задержкой, Возникающее при увеличении момента рулевого вала до заданной величины скачкообразное изменение поцключенного к выходу блока 2 выходного сигнала компаратора 14 запускает внутренний временной контур тока звена временной задержки с большей длительностью задержки до тех пор, пока в течение отрегулированного времени задержки на выходе не возникает изменения. По истечении времени задержки через переключатель

28 времени и уровня момента подается запускающий измерение импульс на управляющий вход аналого-цифрового преобразователя 6; Аналоговый сигнал, обеспечиваемый благодаря блоку

8 чувствительного элемента измерения давления, подающему электрические выходные сигналы, поступает через блок 9 кондиционирования сигнала, 1537147

При насосе, работающем с заданным при измерении хода рулевого управления с сервоприводом числом оборотов, считывающе-удерживающий считывающий блок 12 запоминает за

:счет приведения в действие нулевого (компенсирующего) переключателя 16

55 который воспринимает сигналы с низким уровнем при сдвинутой нулевой точке блоков датчика давления различного типа и после соответствующего изменяемого переключения усилия через

5 соответствующий выход подает их на низкочастотный фильтр 10, снабженный усилительным блоком, отрегулированным с помощью переключателя ll диапазона давления на измерение диапазона большой величины давления, а также фильтр 10 нижних частот, отфильтровывающий колебания, создаваемые за счет насоса гидравлического контура и возникающие в измеренном электрическом сигнале, на измерительный вход аналого-цифрового преобразователя 6. Б конце цикла аналого-цифрового преобразователя 6 на семиразрядной индикации появляется величина регулируемого максимального давления рулевого управления с сервоприводом в цифровой форме.

При измерении гидравлического 25 ограничения рулевого управления с сервоприводом на упорах колеса описанного ограничивающего угла должны предусматриваться соответствующие упорные вкладьшiи, затем обод рулево- 30

ro колеса поворачивается описанным образом с помощью рукоятки 75 датчика 1 измерения вращающего момента рулевого вала до упора н вращающий момент рулевого вала повышается при .наблюдении за трехразрядной индикацией до предписанной величины, При измерении гидравлического ограничения управления переключатель 28 времени и уровня момента переключается 40 присоединенным к его входу блоком 4 задержки с меньшей длительностью задержки на управляющий запуском измерения вход аналого-цифрового преобразователя 6. Процесс измерения отли- 45 чается только величиной, вызывающей запуск аналого-цифрового преобразователя 6 уровня момента рулевого вала, а также отличающейся задержкой измерения от измерения максимально

:регулируемого давления. аналоговым образом сигнал опорного напряжения, соответствующий опорным величинам давления, измеренным с помощью блока 8 чувствительного элемента измерения давления в гидравлическом контуре рулевого управления с сервоприводом, а затем за счет отрегулированного с помощью блока 11 переключения давления на низкую границу измерения блока 9 кондиционирования сигнала и фильтра нижних частот, направляемого на подготовленный для измерительного входа считывающе-удерживающего контура 12 тока, При приведении в действие нулевого (выравнивающего) переключателя 16, схема блокировки опроса получает команду пробного опроса, затем при помощи нулевой (выравнивающей) схемы счетчик прямого обратного счета сбрасывается на нуль, при выключении нулевого (выравнивающего) переключателя 16 схема блокировки опроса получает команду блокирования снимаемого сигнала. В дальнейшем образованный таким образом сигнал, опорного напряжения остается на входе дифференциального усилителя 13 сигнала давления неизменным, тогда как на другом входе его появляется сигнал напряжения, соответствующий имеющейся величине давления, возникающей при серводействии при повороте рулевого колеса. На выходе дифференциального усилителя 12 сигнала давления возникает пропорциональный сигнал, который благодаря переключателю 26 при этом измерении направляется компаратор 14. К входу компаратора подключены фиксированно отрегулированные с помощью переключателя

17 уровня напряжения. При вращении рулевого колеса в одном направлении напряжение, соответствующее величине давления, увеличивается по сравнению с опорной величиной и достигает затем на входе компаратора величины, причем сначала производится на выходе импульс, который поступает на вход компенсатора 27, после чего счетчик гасится, При этом через элемент ИЛИ

15 производится запись импульса на блоке 18 запоминания, который принимает и удерживает число отсчитанных в блоке счета 22 импульсов. На присоединенном к блоку 18 блоку индикации угловых поворотов рулевого вала

20 появляется цифровая величина

1537147 гидравлического люфта, выраженная в градусах.

Измерение механического люфта производится аналогично.

Ф о р м у л а . и з о б р е т е н и я

1. Устройство для диагностической проверки системы рулевого управления автомобилей, содержащее электрически связанные между собой датчик измерения давления в напорной гидролинии системы, датчик углового поворота рулевого вала, механически соеднненный с рулевым валом и закрепленный на неподвижной части внутри кабины водителя, и датчик измерения момента на рулевом валу, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения качества диагностической проверки системы, оно снабжено блоком чувствительного элемента измерения уровня момента, вход которого сое-. динен с датчиком момента, а Выходы — 25 с двумя параллельно соединенными блоками задержки с различными по времени величинами задержки и с блоком цифровой индикации момента, первым переключателем, входы которого 30 . соединены с выходами блоков задержки, а выход соединен с одним входом аналого-цифрового преобразователя, выход которого соединен с блоком цифровой индикации давления, электри- 5 чески связанных между собой и с датчиком давления, вторым переключателем, соединенным.с усилителем, выход.первого из которых через фильтр нижних частот соединен с другим 40 входом аналого-цифрового преобразователя, блоком счета, вход которого соединен с датчиком углового поворота рулевого вала, а выходы с блоком запоминания углового поворота, связанного с блоком цифровой индикации углового поворота и со схемой переключения, выходы которой соединены с компаратором, включателями с блоком считывания, соединенным с другим входом аналого-цифрового преобразователя и с входами дифференциального усилителя, выход которого через третий переключатель соединен с компаратором, с блоком чувствительного элемента измерения уровня момента и с сигнальным датчиком, измеряющим поворот рулевого колеса, причем компаратор связан через элемент ИЛИ с блоком запоминания углового поворота и с четвертым переключателем, а также со схемой переключения и через пятый переключатель " с регулятором уровня сравйения.

2. Устройство по п,l о т л ич а ю щ е е с я тем, что датчик измерения момента выполнен в виде закрепленного на ободе рулевого колеса динамометра, чувствительный элемент которого закреплен касательно относительно обода и выполнен в виде ручки, расположенной в корпусе, на котором предусмотрены две упорные поверхности, на котррые оперты подпружиненные тарелки, взаимодействующие с упорами стержня, связанного с ручкой, на стержне и на корпусе закреплено цо одному элементу, воспринимающему взаимное перемещение, а датчик углового поворота рулевого вала выполнен с,вращающейся частью, установленной в неподвижной части, закрепленной на опорой ступице, установленной на несущем валу, закрепленном при помощи съемного приспособления на рулевом валу, вращающаяЯ ся часть при момощи муфты соединена с несущим валом, а опорная ступица закреплена шарнирно в плоскости рулевого колеса при помощи опорного плеча, закрепленного шарнирно на неподвижной части кабины водителя °

)537!47

1537147

Составитель З.Ионова

Техред Л.Сердшкова Корректор Т.Палий

Редактор N.Êåëåìåø

Заказ !)8/89 Тираж 444 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открьгиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101

Устройство для диагностической проверки системы рулевого управления автомобилей Устройство для диагностической проверки системы рулевого управления автомобилей Устройство для диагностической проверки системы рулевого управления автомобилей Устройство для диагностической проверки системы рулевого управления автомобилей Устройство для диагностической проверки системы рулевого управления автомобилей Устройство для диагностической проверки системы рулевого управления автомобилей Устройство для диагностической проверки системы рулевого управления автомобилей Устройство для диагностической проверки системы рулевого управления автомобилей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам технического диагностирования и может использоваться для измерения параметров технического состояния рулевого управления автомобилей

Изобретение относится к техническому обслуживанию подвижного состава, в частности к экспресс-диагностированию автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях рулевых механизмов транспортных средств

Изобретение относится к испытательному оборудованию, а именно к оборудованию для специальных испытаний транспортных средств, в частности рулевых управлений автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению ,в частности, к испытанию и доводке колесных машин

Изобретение относится к средствам диагностирования технического состояния автотранспортных средств

Изобретение относится к испытательным устройствам, в частности к стендам для испытаний рулевых механизмов транспортных средств

Изобретение относится к грузоподъемным и транспортирующим машинам , а именно к средствам для диагностирования тормозов

Изобретение относится к технике испытаний и исследований рабочих процессов в автомобильных рулевых управлениях и может быть использовано как в процессе доводки вновь создаваемых конструкций рулевых управлений, так и в процессе эксплуатации и ремонта для контроля и диагностики их эксплуатационных свойств

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при диагностировании технического состояния несущей системы транспортных средств

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, и может быть применено при эксплуатации транспортных средств, а также в приборостроении

Изобретение относится к технической диагностике состояния рулевого управления транспортных средств по величине люфта

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для диагностирования ходовой части автомобиля, а именно для контроля углов установки колес

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения
Наверх