Смазка для тяжелонагруженных узлов трения
Изобретение относится к смазкам, используемым для борьбы с шумом, вызываемым работающими машинами и механизмами, и может быть использовано в тяжелой промышленности в узлах трения, работающих в режимам больших удельных нагрузок. Цель - повышение звукодемпфирующих, антифрикционных и противоизносных свойств смазки. Смазка содержит, мас.%: политрифторхлорэтилен 1-5 бутадиеннитрильный каучук 2-4 мыльную пластичную смазку остальное. Использование предлагаемой смазки обеспечивает комплексное улучшение акустического режима трения и противоизносных свойств. 3 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕниЯ
H ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4436489/31-04 (2) 05.04.88 (46) 30. 12.89. Бюл. М- 48 (71) Гомельский государственный университет (72) В.Г. Пинчук, Д.Г. Лин, В.В. Коцур, А.A. Нохаев и В.П. Жук (53) 621 ° 892 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
179409, кл. С 10 И 1.25/04, 1962.
Авторское свидетельство СССР
У 667583, кл. С 10 М 147/02, 1979. (54) СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ
УЗЛОВ ТРЕНИЯ (57) Изобретение относится к смазкам, Изобретение относится к смазкам, используемым для борьбы с шумом, вызываемым работающими машинами и механизмами, и может быть использовано в тяжелой промышленности в узлах трения, работаюцих в режимах больших удельных нагрузок.
Целью изобретения является повышение звукодемпфируюидх свойств, а также антифрикционных и противоизносных свойств смазки при работе в тяже лонагруженных узлах трения (от
50 кг/см и выше).
Для приготовления смазки используют политрифторхлорэтилен (фторопласт-3) ГОСТ 13744-76, бутадиеннитрильный каучук марки БНК-18, в качестве мыльной пластичной смазки используют смазку ИП-1(з) ГОСТ
23510-79 и литол-24 ГОСТ 21150-75.
Раствор бутадиен-нитрильного каучука (БНК-18) готовился растворе„„SU„„1532575 А1 (51)4 с 10 м 165/00 // (с 1О и 165/00
117: 02, 147:02, 159: 10), С 10 N 30:06
2 используемым для борьбы с шумом,вызываемым работающими машинами и механизмами, и может быть использовано в тяжелой промышленности в узлах трения, работающих в режимах больших удельных нагрузок. Цель изобретения— повышение звукодемпфирующих антифрикционных и противоизносных свойств смазки. Смазка содержит, мас.Х: политрифторхлорэтилен 1-5; бутадиеннитрильныи каучук 2-4 мыпьная пластичная смазка остальное. Использование предлагаемой смазки обеспечивает комплексное улучшение акустического режима трения и противоизиосных свойств. 3 табл. нием его в бензоле в концентрации
50 г/л. При концентрации БНК менее
2 мас.% композиция неустойчива— имеет место агрегирование, комкование фторопласта-3 в объеме смазки.
При концентрации БНК более 4 мас.Ж проявляется несовместимость эмульсии и пластичной смазки. Полученную таким образом, смазочную композицию выдерживали на воздухе в течение времени, достаточного для полного улетучивания растворителя.
Приготовленные составы смазок приведены в табл.1 °
Исследования смазок 1-11 проводились на машине трения АЕ-5 в паре трения сталь (Ст-45) — чугун (Сч-21) при скорости скольжения 0,45 м/с °
Каждая смазка испытывалась при нагрузках 40, 50, 60, 70 кг/см, время. одного испытания составляло 18 кс.
Регистрировались три основных харак1532575
Содержание, мас.%
Состав смазки
ИП-1 (з) Бута- Фтородиен- пласт-4 ннтЛитол-24
Порошок свинца
Порошок меди
Фторопласт-3 рильный каучук
2
4
6
8. .9
97
94
1 2
3 3
5 4
97
91
96
92
1 2
2 3
5 - 4
12
15 теристики: уровень звука, сила трения и весовой износ. Уровень звука регистрировали измерителем шума и вибрации HLIB-1 предназначенным для из5 .мерення действующих значений уровней звукового давления в октавных полосах частот.и уровней звука. Сила трения измерялась с помощью динамометра типа КИ (ГОСТ 577-58). Весовой износ определяли по потере массы образцов путем взвешивания их на аналитических весах BJlP-200 путем тщательной промывки их бензином марки bp-1 (ГОСТ 443-56) и просушивания на воздухе при 293 К в течение
30 мин.
Результаты испытаний приведены в табл.2.
Как видно из табл. 2, степень
1 возрастания регистрируемых показателей с возрастанием удельной нагрузки в предлагаемых смазочных составах существенно меньше, чем в известных смазках. Эта закономерность наблюдается после достижения порогового значения нагрузок — 50 кг/см .
По сравнению с прототипом предлагаемая смазка снижает уровень звука на 6-9Х, уменьшает износ в 1,5-2 раза и в 2 раза снижает коэффициент трения.
Были определены измейения уровней
1 звукового давления в октавных поло35 сах частот для предлагаемой смазки и рототипа.
Результаты определений приведены в табл.3.
Как следует из табл.3, использование предлагаемой смазки по сравнению с прототипом позволяет уменьшить уровни звукового давления во всем частотном диапазоне при удельных нагрузках 50 кг/см и выше.
Таким образом, использование предлагаемой звукодемпфирующей смазки обеспечивает по сравнению с известными смазками комплексное улучшение акустического режима трения, противоизносных свойств смазочного материала и уменьыение энергозатрат вследствие уменьшения коэффициента трения при работе маыин и механизмов в режимах удельных нагрузок от 50 кг/см и выше.
Формула изобретения
Смазка для тяжелонагруженных узлов трения, содержащая мыльную пластичную смазку и галоидсодержащий полимер, о r л и ч а. ю щ а я с я
reM, что, с целью повышения звукодемпфирующих, антифрикционных и противозадирных свойств, смазка в качестве галоидсодержащего полимера содержит политрифторхлорэтилен и дополнительно бутадиен-нитрильный каучук при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Политрифторхлорэтилен 1-5
Бутадиен-нитрильный каучук 2-4
Мыльная пластичная смазка
Остальное
Таблица 1
1532575! (л (((Х а ( ео о
1 Я о
0 0 э о (О й!
МЮ !
N (Ч N Ch O td
0l п
Ц
О ока
М 9 f
Ch С Ъ (О ul
О О а л
О О 7 Ъ!
Ф а( (С(Х
1 О ааб !
1 1 1
О (Х О( О Ш
О О
О О
Ф Ql
0 X 0, Х (»
A а
Э С(Ф Х
1
СЪ 1
Х и 1
1 CCО о—
1 0
1 0 0 ! CCt Х
1 й
ДВР
О а ((ъ ОЪ в (t! С1
Ф О
О
lO
0 0
М О СЧ О
ОЛССО с Ъ О (Ч
СО (О CO
ООО а а
ООО! г —
1 3(CI ((( о К
D lt((O
С(С!
О 0(0(Оъ ф CO
0
О
СЧ С Ъ N ! а
Р а (л
tC
Х
Х а
И
5 (((6\
Щ
Х
1 1
СЪ и ие
3 ео
1 О
Ф 1
0 0
CI О
lO — — 4
О0 ОсЧ-М
ul О (О О л ф N N оЪСЧ(Ч0 СЧСОО СЧ (h < Î Ch
ОООООО О
ООООООООО
IO С Ъ О Ch ф W 0 ((Ъ (Ъ
О\ О\ CO ф О(Оъ ф Ch О\ Ch 0ъ
ООСО ChФОлсЧ (00\f Оulлсчс ъ a)0 ф СЧ М СЧ N
Ч:(М 0 Ch СЧ СО 0I ф О
М с ((Ъ Ф с1 фф0(ООООООООО
О О О О О ОООО
ul("ъulco &ч:(ОN(чм
Ch ОЪ ф ф О(ОЪ CO О\ О(О(Оъ (ЧООMОМtOult ОЛЧР
1О (Ch Ф Ch с Ъ М (О CO
М N ((Ъ ф с Ъ M ((Ъ с Ъ (О ъ. Л (О ((Ъ с Ъ ((Ъ (/Ъ (СЪ Л CO CO CO
ООООООООООО л а а а а a a а а а
ООООООООООО
- О ((Ъ Л О Л ОЪ л- О
Оъ О\ (Xl СО Ch ОЪ ф (O О(ОЪ Ch
О с Ъ Ch О Л 0 (СЪ (ъ со (ъ ul сч сч с Ъ фа NЛ СЧЛOI ф ((ъ ul Ф ul uú Ф (ОООООООО а ii ла а
ОООООООО
ul т ((ъ w ((ъ сО Оъ
СО СО СО CO CO CO CO СО
ul Я л ф О\ О
1532575
Таблица 3
Состав смазки уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц
Уровни звука, дБА
63 125 250 500 1000 2000 4000 8000
° Нагрузка 40 кг/см
75 81,5 83 88 89 75 70,5
76 82 85 89,5 87,5 77,5 70,5
79,5 84 87,5 94 93 84,5 74,5
Нагрузка 50 кг/см
95,5 93
89 88
95 91
81 88 89
75,5 80,5 81
82,5 87,5 90
Нагрузка 60 кг/см
88,5 89,5 98
80,5 81,5 90
88,5 91,5 95
87 90,5 93 99 97
78 82 83,5 91,5 88,5
87,5 90,5 94 98 93
Составитель E. Пономарева
Техред Л.Сердюкова Корректор Э. Лончакова
Редактор Т. Лазоренко
Заказ 8068/36 Тираж 446 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5 а>»
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,103 1, 3
Ill 0 ! 1 3
84
76,5
96,5
88
92,5
82 73
74,5 68,8
84 79
83 . 76,5
75 68,5
83 81
87,5 79
78,5 70
88 80,5
69,5
72
66,5
73,5
75,5
67,5
77,5
69
84
91
96
86



