Устройство для сигнализации частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства
Изобретение относится к сигнальным устройствам транспортных средств и позволяет информировать водителя об оптимальных оборотах вала двигателя и исправности линии связи датчика частоты вращения. Цель изобретения - повышение надежности. Устройство содержит датчик 1 частоты вращения, зашунтированный стабилитроном 2 и подключенный к источнику питания через режимный резистор 3. Выход датчика 1 через формирователь 4 сигнала подключен к входам частотных компараторов 8, 9 и непосредственно к входам компараторов 5, 6 напряжения, входы которых соединены также с источником питания через режимный резистор. Выходы компараторов 5, 6 и 8, 9 соответственно подключены к инверсному и прямому входам элемента И 15 и элемента И-НЕ 10, выход последнего из которых подключен к первому входу второго элемента И-НЕ 11, выход которого подключен к светодиоду 13, а второй вход - к выходу управляемого генератора 12, выполненного двухчастотным. Запускающий и переключающий входы генератора 12 подключены соответственно к выходам элемента И 15 компаратора 9. Устройство сигнализирует водителю об оптимальных оборотах вала двигателя - светодиод 13 не горит, об отклонении в меньшую или большую сторону от оптимального диапазона - мигание светодиода 13 с соответственно меньшей или большей частотой и об отказе в линии связи датчика 1 - светодиод 13 горит постоянно. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦ)ИАЛИСТИЧЕС(-(ИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) А1 (s)) 4 В 60 () 9/00
I g" 0
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ Сса
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2, ) 4405348/27-11 (22) 07. 04.88 (чб) 30. 12.89. Бюл. )(48 (71) Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов автомобильной промышленности и
Научно-произ водс тве нное объеди не ни е
Казавтотранстехника" (72) Н.Ш. Габитов, В.Я. Сиятов и Д.Ш. Габитов (53) 629.01.06(088.8) (56) Лвторское свидетельство СССР
1(1438986, кл. В 60 ((9/00, 1987. (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦ1(И ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧЛТОГО ВА11А ДВИГАТЕЛЯ ТРЛНСЦОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к сигнальным устройствам транспортных средств и позволяет информировать водителя об оптимальных оборотах вала двигателя и исправности линии связи датчика частоты вращения. Цель изобретения повышение надежности. Устройс<во содержит датчик 1 частоты вращения, зашунтированный стабилитроном 2 и подключенный к источнику гитания через режимный резистор 3. Выход датчика
1 через формирователь 4 сигнала йодключен к входам частотных компараторов 8,9 и непосредственно к входам компараторов 5,6 напряжения, входы которых соединены также с источником питания через режимный резистор. Выходы компараторов 5,6 и 8,9 соотве)ственно подключены к инверсному и прямому входам элемента И.15 и элемента И-НЕ 10, выход последнего из которых подключен к первому входу второго элемента И-НЕ 11, выход которого подключен к светодиоду 13, а второй вход — к выходу управляемого генератора 12, выполненного двухчастот т ным. Запускающий и переключающий входы генератора 12 подключены соответственно к выходам элемента И 15 КоМ паратора 9. Устройство сигнализирует водителю об оптимальных оборотах вала двигателя — светодиод 13 не горит, об отклонении в меньшую или большую сторону ст оптимального диапазона мигание светодиода 13 с сооrветственно меньшей или большей частотой и об отказе в линии связи датчика 1 светодиод 13 горит постоянно. 1 ил.
1532374
Изобретение относится к сигнальным устройствам транспортных средств и позволяет информировать водителя о скоростном режиме работы двигателя и исправности линии связи датчика частоты вращения.
Цель изобретения — повышение надежности.
На чертеже приведена функциональная схема устройства.
Устройство содержит датчик 1 частоты вращения, зашунтированный стабилитроном 2 и подключенный к источнику питания через режимный резистор 3. Вы-15 ход датчика 1 подключен к входу формирователя 4 сигнала, компаратора 5 и 6, напряжения и связан с источником питания через режимный резистор 7. Выход формирователя 4 подключен к вхо- 20 дам частотных компараторов 8 и 9, выходы которых подключены соответственно к инверсному и прямому входам первого элемента И-НЕ 10. Выход послед него подключен к первому входу вто- 25 рого элемента И-НЕ 11, второй вход которого подключен к выходу управляемого генератора 12, а выход — к светодиоду 13, в цепь питания которого включен ограничивающий резистор 14 ° 30
Выходы компараторов 5 и 6 подключены соответственно к инверсному и прямому входам элемента И 15, выход которого подключен к запускающему входу генератора 12. Переключающий вход последне35
ro подключен к выходу коипаратора 9.
Генератор 12 выполнен двухчастотным и при подаче на запускающий вход сигнала "0 — заторможен, выдавая на выход сигнал 1 ° а при поступлении 40 на запускающий вход сигнала "1"— возбужден и генерирует импульсы с малой частотой (например 1 Гц), если на переключающем входе сигнал "0".
При сигнале 1 на переключающем вхо- 45 де генератор 12 формирует импульсы с повышенной частотой (например 4 Гц).
Компараторы 5 и б имеют различный порог срабатывания, компаратор 5 высокий, а компаратор 6 — низкий (соответственно порядка 4 и 1 В при напряжении источника питания 5 В). Лктивное сопротивление датчика 1 значительно меньше, чем величина резисторов
3 и 7, которые выбираются равными.
Устройство работает следующим образом.
При замыкании на "массу" в цепи линии связи датчика 1 потенциал на входе формирователя 4 равен нулю. При этом на выходах всех компараторов
5-8 формируются сигналы "0", а элементы И-НЕ 10 и И 15 вырабатывают соответственно сигналы "1" и "0".
"0" с выхода элемента И 15 генератор 12 заторможен и выдает на вход элемента И-НЕ 11 "1", на другой вход которого поступает "1" с выхода элемента И-НЕ 10. Поэтому на выходе элемента И-НЕ 11 формируется сигнал "0" и светодиод 13 горит непрерывно, сигнализируя об отказе линии связи дат Ка 1.
При обрыве линии связи потенциал Hà í-.îäå Формирователя 4 равен нап,ряжению питания. Компараторы 5 и 6 срабатывают и формируют на выходах сигнал "1", а компараторы 8 и 9 формируют на выходах сигнал 0, в резульrare чего на выходах генератора 12 и элемента И-НЕ 1G — сигналы
"1" и светодиод 13 горит непрерывно, сигнализируя об отказе линии связи датчика 1.
При исправной линии связи датчика
1 потенциал на входе формирователя
Опии
4 может достигать величины ---- +О, 7 В, где U напряжение источника питания, так как величины резисторов 3 и
7 равны, а напряжение датчика 1 огра7 ничивается стабилитроном 2 на уровне
+0,7 5, в результате чего компаратор
5 не срабатывает, а комцаратор 6 срабатывает, формируя на своих выходах соответственно сигналы "0" и "1".При этом элемент И 15 формирует на своем выходе сигнал "1", который возбуждает генератор 12.
При этом, если значение частоты вращения находится в нижнем нежелательном диапазоне частот, то на выходах частотных компараторов 8 и 9 сигналы "0", генератор 12 генерирует импульсы с низкой частотой (1 Гц), а элемент И-НЕ 10 вырабатывает сигнал
"1", пропускающий импульсы генератора 12 через элемент И-!Ж 1 1 на светодиод 13, который начинает мигать с низкой частотой, сигнализируя о нежелательном нижнем диапазоне частот вращения вала двигателя.
Если значение скорости находится в среднем экономичном диапазоне частот, то на выходах частотных компараторов 8 и 9 соответственно cHIналь
"0" и "1". Поэтому на выходе элемен2374
Формулаизобретения
Устройство для сигнализации частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства ° содержащее датчик частоты вращен .я, связанный через формирователь сигнала с входами двух частотных компараторов, выСоставитель Л. Рез никова
Техред Л.Олийнык Корректор С. Бекмар
Редактор И. Касарда
Заказ 8050/26 Тираж 522 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5.Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина, 101
5 153
ra И-НЕ 1О вырабатывается сигнал "0", блокирующшr прохождение импульсов генератора 12 через элемент И-НЕ 11, и светодиод 13 не горит, что информирует об экономичном режиме работы двигателя.
Когда значение скорости находится в верхнем запре1ном диапазоне частот, ro на выходах компараторов 8 и 9—
"1". При этом генератор 12 формирует импульсы с повышенной частотой (4 Гц), а элемент И-НЕ 10 вырабатывает сигнал
"1", пропускающий импульсы генератора 12 через элемент И-HE 11 на светодиод 13, который начинает мигать. с повышенной частотой, сигнализируя о запретном диапазоне .астот вращения коленчатого вала двигателя. ходы которых подклочены соответственно к инверсному и прямому входам первого элемента И-НЕ, выход которого
5 подключен к первому входу второго элемента И-НЕ, второй вход которого подключен к выходу управляемого генератора, а выход — к светодиоду, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено элементом И, двумя компараторами напряжения, входы которых объединены с входом формирователя сигнала и подключены через режимный резистор к одному из полюсов источника питания, а выходы компараторов напряжения под,— ключены соответственно к инверсному и прямому входам элемента И, выход которого подключен к запускающему вхо20 ду вычолненного двухчастотным управляемого генератора, переключающий вход которого объединен с прямьи входом первого элемента -klE при этом датчик частоты вращения выполнен за25 шунтированным стабилитроном и подключен к другому полюсу источника питания через другой режимный резистор.


