Трехфазная якорная обмотка совмещенной электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является уменьшение потери в меди путем снижения ЭДС взаимоиндукции и улучшение электромагнитных параметров путем увеличения обмоточного коэффициента и снижения дифференциального рассеяния. Трехфазная якорная обмотка совмещенной электрической машины с числами пар полюсов полей P=5 и P<SP POS="POST">1</SP>=1 выполнена с полюсностью P=5 двухслойной в 48 пазах из 6P=30 катушечных групп с шагом катушек по пазам Y<SB POS="POST">п</SB>=4 и их группировкой по ряду 22121, повторяемому шесть раз. Фазы содержат катушечные группы с номерами 1+2C, 3+3C, 5+3C соответственно в первой, второй, третьей фазах, соединенные в каждой фазе последовательно при встречном включении четных групп относительно нечетных, где C=0,1,2,...,/2P-1/. Новым является то, что числа витков катушек равны 0,75W<SB POS="POST">4</SB> и 1,0W<SB POS="POST">K</SB> соответственно в первой и второй катушках для групп с номерами 1+5K

1,0W<SB POS="POST">K</SB> и 0,75W<SB POS="POST">K</SB> соответственно в первой и второй катушках для групп с номерами 2+5K

1,0W<SB POS="POST">4</SB> для групп с номерами 4+5K

1,25W<SB POS="POST">K</SB> для групп с номерами 3+5K и 5+5K, где K=0,1,2,... .,/P=5/, а 2W<SB POS="POST">K</SB> - число витков в пазу. Трехфазная якорная обмотка совмещенной электрической машины относится к обмоткам электрических машин переменного тока с двумя разнополюсными магнитными полями в общем магнитопроводе и может применяться, например, в одномашинных преобразователях частоты и числа фаз. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 4 А1 (51) 4 Н 02 К 3/28

4 . )();,)«, ЕД ." . «рц„

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ с

С2

<О ния.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4402457/24-07 (22) 04.04.88 (46) 15.12.89. Бюл. «(46 (71) Горьковский политехнический институт (72) В.И. Попов (53) 621.313.333.2.045.58(088.8) (56) Проектирование электрических машин./Под ред. И.П. Копылова. М, Энергия, 1980.

Попов В.И. Матричный анализ схем обмоток совмещенных электрических машин. — Электричество, 1984, 1(- 11, с. 36-43.

Лившиц-Гарик M. Обмотки машин переменного тока./Пер. с англ. M, — Ë.:

Госэнергоиздат, 1959, с. 224. (54) ТРЕХФАЗНАЯ ЯКОРНАЯ ОБМОТКА

СОВМЕЩЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является уменьшение потерь в меди путем снижения ЭДС взаимоиндукции и улучшение электромагнитных параметров путем увеличения обмоточного коэффициента и снижения дифференциального рассеяния. Трехфазная якорная. обмотка совмещенной электрической машины с числами пар полюсов полей р = 5 и р = 1 выполнена с полюсИзобретение относится к обмоткам электрических совмещенных машин переменного тока с двумя разнополюсны1ми магнитными полями в общем магнитопроводе и может быть использовано, например, в одномашинных преобразователях частоты и числа фаз.

2 ностью р = 5 двухслойной в 48 пазах из бр = 30 катушечных групп с шагом катушек по пазам у„ = 4 них группировкой по ряду 221?1, повторяемому шесть раз. Фазы содержат катушечные группы с номерами 1+Зс, 3+Зс, 5+Зс соответственно в первой, второй и третьей фазах, соединенные в каждой фазе последовательно при встречном включении четных групп относительно нечетных, где с = О, 1, 2, (2р-1). Новым является то, что числа витков катушек равны 0,75w и

1,0w соответственно в первой и второй катушках для групп с номерами

1+5k; 0,1w и 0,75ч„ соответственно в первой и второй катушках д) я групп с номерами 2+5k 1,0w< для групп с номерами 4+5k; 1,25w для групп с номерами 3+5k и 5+5k, где 1 = О, 1, 2, ..., (р = 5), à 2wk - число витков в пазу. Трехфазная якорная обмотка совмещенной электрической машины относится к обмоткам электрических машин переменного тока с дву мя разнополюсными магнитными полями в общем магнитопроводе и может применяться, например, в одномашинных преобразователях частоты и числа фаз.

4 ил.

Целью изобретения является уменьшение потерь в меди путем снижения

ЭЛС взаимоиндукции и улучшение электромагнитных параметров путем увеличения обмоточного коэффициента и

1 снижения дифференциального рассея1529354

На фиг. 1 показаны чередования ф зных зон обмотки; на фиг. 2 и 3 аграммы ЭДС катушек фазы для полюснс сти р5 и р =1 соответственно;

5 н; фиг. 4 — многоугольник МДС для полюсности р.=5.

Обмотка выполнена с полюсностью р 5 двухслойной, трехфазной в z=48 п зах из áp=30 катушечных групп с ш гом катушек по пазам у =4, имеет

q 48/30=8/5 и группировку катушек п ряду 22121 (повторяется шесть раз).

Ф зы содержат группы с номерами

1 Зс, 3+Зс, 5+Зс соответственно в и рвой, второй и третьей фазах (Руппы 1., < UII, Х, ХХХХ, XUI, Х Х, XXII XXV; XXVIII в первой фаз, фиг. 1), соединенные в каждой ф зе последовательно при встречном 20 в чении четных групп относительно н четных, где с=О, 1, 2, ..., (2р-1=

= ). Фазные зоны обмотки обозначены к к А-Х для первой фазы, В-U,äëÿ в орой фазы, С-Е для третьей фазы,. 25

s ны А, В, С соответствуют согласно в люченным в фазы сторонам катушеч х групп, а зоны Х, 7, Š— встречи включенным. На фиг„ 2 и 3 окруж" н сть разбита íà X=48 частей (o4 = 30

360 /48=7>5 ), векторам ЭДС присаны номера пазов для верхнеГо оя катушек и вектора ЭДС соседних азов смещены на углы (в электричесв их градусах); о 0 =7,5 5 — для p=5 фиг. 2) ucL = 7,5 — для р =1 фиг. 3). Из фиг. 3 видно, что ЭДС заимоинцукции фазы (зоны А и Х) от дроля с полюсностью р" = I при равноE uTKoBbIx катушках равна (проекции век-40 оров на их ось симметрии): 6,Е„=

4и„(соз 3,75 + соз 71,250

I- cos 41,25 — cos 33,75 ),-;

j< sin (Ф 4/48) = 0,2733w . Для умень-, 1зения этой ЭДС катушки обмотки выпол- 45 ены разновитковыми (фиг. 1). Прини-, ая числа витков катушек хч к и w„, для Т и II катушек групп первой и (шестнадцатой (пазы 1, 2 и 25, 26), 7к и хакк для Iи.II катушек групп 50 седьмой и двадцать второй (пазы 11, 12 и 35, 36), w< для I u II катушек групп четвертой и девятнадцатой (пазы б, 7 и 10, 31), (2-х) и к для

;групп десятой, тринадцатой, двадцать пятой и двадцать восьмой (пазы 16, 21, i40, 45), получаем: ЬЕ, = 4w„/cos 3,75 - соз 33,75 ) + (2-х) cos 71,25 — х. cos 41,25 )/sin 15 = (0,8378-1,11 I1w x)w откуда при условии Ь Е, = О определяем x = 0,75. Такое соотношение принимается для групп всех фаз (фиг. 1), при этом все пазы содержат

2ык витков. Номера групп с разновитковыми катушками определяются рядами:

0,75ык и wI витков в I u II катушках— для групп с номерами 1+5k; w„ 0,75w„ витков в I u II катушках — для групп с номерами 2+5k; „ витков в I u II катушках — для групп с номерами 4+5k;

1,25 w âèòêîâ — для групп с номерами, 3+5k и 5+5k, где k=Î, 1, 2. ..,, 5.

ЭДС фазы обмотки для полюсности р=5„(фиг. 2) равна: при х=1 Es =

= 4w (соз 3,75 + cos 11,25 +

+ cos 18,750+ cos 26,?5 ) sin (Т4/2 .

«4,8) = 14,7688ч„и KQ(j4 Eg/16чк =

= 0,92305; при х=0,75 Е< =- 4w к (1,25" р.сов 3,75 + cos 11,25 + cos 18,75 +

+ 0,75 соз 26,25 ) ° з1"и 105

14 8664w< и k„>> — 0 92915 °

Многоугольник МДС (фиг. 4) построен с использованием вспомогательной треугольной сетки: для наружного многоугольника слоям пазов с 0,75чк, 1,0w и 1,25w,: витками соответствуют

3,0; 4,0 и 5,0 сторон сетки внутренний многоугольник (показан пунктирными линиями) соответствует обмотке фиг. 1 при равновитковых катушках, и здесь одному слою паза соответству.ст две стороны сетки. По фиг. 4 определяем при х=0,75 R = 8,390625 квадрат среднего радиуса пазовых точек многоугольника (точки с номерами от 1 до 48); R = (48 0,92915/5Я )

= 8,061472 — квадрат радиуса окружности для основной гармонической МДС;

6 = (К /R + - 1) 100 = 4,08X †. коэффициент дифференциального рассеяния, характеризующий качество обмотки по процентному содержанию высших и низших гармонических в кривой ее МДС; при х = 1 Rä, =8,375; R = (048"

0,92305/5 е ) = 7,955971 uG = 5,27Х, Таким образом, при одинаковом расходе меди предлагаемая обмотка по сравнению с обмоткой по прототипу(с разновитковыми катушками)имеет значительно меньшие потери от уравнительных токов, так как йЕ, = О, а также улучшенные электромагнитные параметры: более высокий обмоточный коэффициент (в 0,92915/0,92305 = 1,006 раза) и меньшее дифференциальное расстояние (в 5,27/4,08 = 1,29 раза) .

57

О 25

ФЯ2. 2

5 . 15293

Предлагаемая обмотка применяется в асинхронных одномашинных преобразователях частоты типа ОПЧС-300 Гц, разрабатываемых для серийного выпус5 ка в конструкции серийных асинхронных машин с фазным ротором (серий

4А и ЛИ), для которых число пазов статора равно 48. Она применяется также в асинхронном одномашинном пре- 1ð образователе частоты 50/60 Гц, разработанном для испытания экспортного электрооборудования частотой 60 Гц.

Применение предлагаемой обмотки позволяет уменьшить потери в меди (иэ-за уменьшения ЭДС взаимоиндукции Е,) и в стали (из-за уменьшения содержания высших гармонических кривой МДС обмотки) и тем самым увеличить КПД совмещенной электрической 20 машины. Она может использоваться и в других типах совмещенных машин.

Формула изобретения

Трехфазная якорная обмотка совмещенной электрической машины с числами пар полюсов полей p=5 и р =1, выпол54 6 ненная с погпосностью р=5 двухслойной в 48 пазах из бр=30 катушечных групп с шагом катушек по пазам у„ =4 и их группировкой по ряду 22121, повторяемому шесть раз, содержащая катушечные группы с номерами 1+Зс, 3+Зс, 5+Зс соответственно в первой, второй и третьей фазах, соединенные в каждой фазе последовательно при встречном включении четных групп относительно нечетных, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения потерь в меди путем снижения ЭДС взаимоиндукции и улучшения электромагнитных параметров путем увеличения обмоточного коэффициента и снижения дифференциального рассеяния, числа витков катушек равны 0,75ы и 1,0ч„) соответственно в первой и второй катушках для групп с номерами 1+5k;

1,0w < и 0,75w соответственно в первой и второй катушках групп с номерами 2+5k; 1,Ow <)для групп с номерами 4+5k; 1,25w )для групп с номерами

3+5k и 5+5k, где с = О, 1, 2, 2р-1; k = О, 1, 2, ..., р; 2w — число витков в пазу.

1529354

Составитель A.Kåöàðèñ

Техред N.Äèäûê Корректор И. Муска

Редакгор А. Лежнина

Заказ 7755/51 Тираж 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Трехфазная якорная обмотка совмещенной электрической машины Трехфазная якорная обмотка совмещенной электрической машины Трехфазная якорная обмотка совмещенной электрической машины Трехфазная якорная обмотка совмещенной электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в малой и альтернативной электроэнергетике

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании микроскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и позволяет создавать двухскоростные электродвигатели при 36 пазах на статоре

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройству обмоток однофазных двигателей с изменяемым числом полюсов, и может быть использовано при изготовлении обмоток однофазных асинхронных двигателей

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройству многополюсных обмоток электрических машин переменного тока, и может быть использовано при изготовлении обмоток асинхронных и синхронных двигателей и генераторов, в том числе и однофазных малой мощности

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и к электромашиностроению и может быть использовано в асинхронных и синхронных машинах
Наверх