Электрическая схема запуска дизеля
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к двигателестроению. Цель изобретения - повышение надежности и снижение пускового периода. Схема содержит стартер-генератор 1, который работает в период запуска в режиме электродвигателя, аккумуляторную батарею 6, пусковые контакторы, реле времени и кнопку пуска. Стартер-генератор 1 снабжен якорем 2, независимой 3 и пусковой 5 обмотками. Питает стартер-генератор 1 аккумуляторная батарея 6, которая подключена последовательно к якорю 2 и пусковой обмотке 5. В схему включены электродвигатель 10 привода маслопрокачивающего насоса и электродвигатель привода топливного насоса. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (191 (111
А1 (51) 4 1 02 N 11 08 I..Ci
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
/О ООУААРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ, (21) 4283277/25-06 (22) 13.07.87 (46) 15.12.89. Бюл. 11 46 (71) Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) И.А. Иванов (53) 621.43.573(088.8) (56) Белоновский А.С. Электрооборудование бронетанковой техники. M.: Воениздат, 1976, с. 116-124, рис. 3.7. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА ЗАПУСКА ДИЗЕЛЯ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к двигателестроению. Цель иэобретения — повышение надежности и снижение пускового периода. Схема содержит стартер-генератор 1, который работает в период запуска в режиме электродвигателя, аккумуляторную батарею 6, пусковые контакторы, реле времени и кнопку пуска. Стартер-генератор 1 снабжен якорем 2, независимой 3 и пусковой 5 обмотками. Питает стартер-генератор 1 аккумуляторная батарея 6, которая подключена последовательно к якорю 2 и пусковой обмотке 5. В схему включены электродвигатель 10 привода маслопрокачивающего насоса и электродвигатель привода топливного насоса.
2 ил.
1528942
Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, в частности дви. гателестроению, и может быть использовано для запуска дизелей теплово5 эов с электропередачей, и судовых дизель-генераторов.
Цель изобретения — повышение надежности и снижение пускового периода дизеля. 10
На фиг. 1 показана электрическая схема запуска дизеля (ее силовая часть); на фиг. 2 — управляющая часть электрической схемы.
Схема содержит стартер-генератор 15
1, который в период запуска работает в режиме электродвигателя. В случае применения схемы для запуска дизеля тепловоза с. электропередачей в качестве стартер-генератора используют глав-2р ный генератор. Стартер-генератор 1 содержит якорь 2, независимую обмотку 3, обмотку 4 дополнительных полюсов и пусковую обмотку 5. Питает стартер-генератор 1 аккумуляторная 25 батарея 6, которая подключена последовательно якорю 2 и пусковой обмотке 5. В режиме генератора независимую обмотку 3 стартер-генератора 1 питает возбудитель 7, имеющий сериесную 8 30
1 и шунтовую 9 обмотки. В схему включены электродвигатель 10 привода маслопрокачивающего насоса и электродвигатель 11 привода топливного насоса. 35
Схема управления содержит реле
12 — 14 управления, первые 15 и второе 16 реле времени, сопротивления
17 и 18 в цепях реле 15 и 16 времени, 40 контактор 19 возбудителя 7, контактор
20 электродвигателя 10 маслопрокачивающего насоса, пусковые контакторы 21 и 22 и дополнительные контакторы 23 и
24. Схема. включается в работу кнопкой 45
25 для включения электродвигателя 11 привода топливного насооа, кнопкой 26 включения управления тепловозом и кнопкой 27 пуска.
Реле 12 управления имеет нормально разомкнутые 28 и 29 и нормально замкнутые 30 и 31 контакты. Реле 13 управления имеет нормально разомкну тые контакты 32. Реле 14 управления
55 имеет нормально разомкнутые контакты
33. Первое реле 15 времени имеет нормально разомкнутые 34 и нормально замкнутые 35 контакты.
Второе реле 1Ь времени имеет обмотку 36, нормально разомкнутые 37 и нормально замкнутые 38 контакты.
Контактор 19 возбудителя 7 имеет нормально разомкнутые 39 к нормально замкнутые 40 контакты. Контактор 20 электродвигателя 11 привода маслонасоса имеет нормально разомкнутые контакты 4t, Пусковые контакторы ?1 и
22 имеют соответствующие обмотки 42 и 43, нормально разомкнутые 44 — 46 и нормально замкнутые 47 — 49 контакты. Дополнительные контакторы 23 и
24 имеют соответствующие обмотки 50 и 51 и нормально разомкнутые контакты 52 - 54.
Цепь 55 питания пусковой обмотки
5 подсоединена к аккумуляторной батарее b при помощи контактов 44 и 45 пусковых контакторов 21 и 22, а цепь питания 56 независимой обмотки — при помощи контактов 52 и 54 дополнительных контактов 23 и 24. Обмотки 42 и
43 пусковых контакторов 21 н 22 подключены к кнопке 27 пуска через нормально разомкнутые контакты 37 второго реле 16 времени через нормально разомкнутые контакты 33 реле 14 управления. Нормально замкнутые контакты 47 пускового контактора 22 размещены между кнопкой 27 пуска и обмотками 50 и 51 дополнительных контакторов 23 и 24.
Запуск дизеля выполняют следующим образом.
При нажатии кнопки 25 создают зам,кнутую цепь от аккумуляторной батарей 6 на реле 12, его контакты 29 замыкаются и включают электродвигатель
11. Происходит подача топлива к топливным насосам высокого давления (не показаны). Затем нажимают кнопку 27.
В результате создают замкнутую цепь от аккумуляторной батареи 6 через кнопку 27, контакты 30 реле 12 на обмотку контактора 20 и на обмотку реле 15 времени. В результате контакты
41 включают электродвигатель 10 маслопрокачивающего насоса. В течение
40-50 с производят прокачку масла, затем срабатывает реле 15 времени и его контакты 34 включают реле 13 управления. Таким образом, создают замкнутую цепь от аккумуляторной батареи
b, кнопку 27, контакты 32, 40 и 47 на обмотку дополнительного контактора 23 а после его срабатывания " ue5 1528 142 рез контакты 53 на обмотку 50 дополнительного контактора 24 . При замыкании контактов 52 и 54 контакторов
23 и 24 замыкается цепь b независи5 мои обмотки 3. Папранление тока в этом случае показано сплошной линией.
При включении контакторов 23 и 24 одновременно подают напряжение на об мотку 36 второго реле 16 времени, Че- 10 рез 2-8 с в зависимости от настройки реле 16 времени срабатывают его контакты 37 и включают реле 14 управления. Контакты 33 реле 14 подают напряжение на обмотку 42 пускового контактора 21, который, в свою очередь, при помощи контактов 46 включает пусковой контактор 22. Контакты 44 и 45 контакторов 21 и 22 замыкают цепь 55 пусковой обмотки 5, якоря 2 и обмотки 20
4 стартер-генератора 1. В результате происходит трогание якоря 2 стартергенератора за счет воздействия магнитных потоков двух обмоток — независимой 3 и пусковой 5 ° После включения 25 контактора 22 его контакты 47 отключают дополнительные контакторы 23 и
24, что призодит к отключению независимой обмотки 3. В результате ослабления магнитного поля происходят быст"30 рое нарастание скорости вращения якоря 2 стартер-генератора. вои период
40
При прокручивании двигателя беэ подачи топлива кнопка ?5 отключена, а реле 12 обесточено ° При включении контактора 22 катушки 50 и 51 контакторов 23 и 24 не обесточиваются и проворот происходит при включенных контакторах 21- — 24. При этом реле
15 времени, реле 20 и реле 13 не включаются эа счет контактов 28 реле
12, а контакторы 21 — 24 включаются через контакты .30 реле 12, шунтируемые контактами 32 реле 13.
Применение предлагаемой схемы позволит пс высит» надежность пуска, сократить время запуска дизеля и снизить расхс д топлива и масла за llvcKo
Формi ла из обретения
Электрическая схема запуска дизеля, содержащая стартер-генератор, снабженный якорем, независимой и пусковой обмотками, аккумуляторную батарею, пусковой контактор с нормально разомкнутыми контактами для подключения пусковой обмотки к аккумуляторной батарее, реле времени и кнопку пуска, причем независимая и пусковая обмотки подключены цепями питания к аккумуляторной батарее, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и снижения пускового периода, схема снабжена вторым реле времени с обмоткой Н нормально разомкнутыми контактами и дополнительным контактором с обмоткой и нормально разомкнутыми контактами, а пусковой контактор дополнительно снабжен нормально замкнутыми контактами, причем обмотка пускового контактора подключена к кнопке пуска через нормально разомкнутые контакты второго реле времени, нормально разомкнутые контакты дополнительного контактора размещены в цепи питания независимой обмотки, а нормально замкнутые контакты пускового контактора размещены между кнопкой пуска и обмоткой дополнительного контактора.
15? 8942.Б.
Составитель В. Чекмазов
Техред Л.Олийнык Корректор И. Муска
Редактор Ю. Середа
Заказ 7836/30 Тираж 482 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101



