Двухступенчатая зубчатая передача
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в коробках передач станков, транспортных и подъемно-транспортных машин. Цель изобретения - обеспечение плавного переключения передачи на ходу. Переключение передачи с одной скорости вращения на другую осуществляется через промежуточную передачу посредством муфт 7-9 сцепления в моменты синхронного вращения эллиптического зубчатого колеса 11 с зубчатым колесом 5 или шестерней 6. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„.Я0„„151859 (51) 4 F 16 Н 3/42
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиа.7
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЬГ ИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4397219/25-28 (22) О4.01.88 (46) 30. 10.89. Бюл. Ó 40 (71) Новосибирский филиал Государственного проектно-технологического и экспериментального института
"Оргстанкинпром" (72) M.À.Ãóäèìoâ (53) 621.831(088.8) (56) Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике. М.: Наука, 1980, т.IV, с.459, рис.2688 и 2689. (54) ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
2 (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в коробках передач станков, транспортных и подъемно-транспортных машин. Цель изобретения — обеспечение плавного переключения передачи на ходу. Переключение передачи с одной скорости вращения на другую осуществляется через промежуточную передачу посредством муфт 7 — 9 сцепления в моменты синхронного вращения электрического зубчатого колеса 11 с зубчатым колесом 5 или шестерней 6.
2 ил °
1518598
Изобретение относится к машинос троению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в коробках передач станков, транспорт.ных и подъемно-транспортных машин.
Цель изобретения — обеспечение плавного переключения передачи на ходу путем введения. промежуточной синхронизирующей передачи.
На фиг.1 показана кинематическая схема предлагаемой передачи, на фиг.2 — вид А на фиг.1.
Двухступенчатая зубчатая передача содержит ведущий вал 1 с зубчатым колесом 2 и шестерней 3, ведомый вал
4 с зубчатым колесом 5, шестерней
Ь и сцепными муфтами 7 и 8 для связи последних с валом 4, размещенные на ведущем валу 1 жестко и на ведо мом валу 4 посредством сцепной муфты 9 два одинаковых эллиптических зубчатых колеса 10 и 11. Диаметры зубчатых колес 2 и 5 равны между собой, диаметры шестерен 3 и 6 также равны между собой. Минимальное рас.стояние от фокуса колес 10 и 11 до ,их зубчатого венца равно радиусу шес,терен 3 и 6, а максимальное расстояние — радиусу зубчатых колес 2 и 5. Фокусы эллиптических зубчатых колес
I10 и 11 расположены соответственно на валах 1 и 4.
Двухступенчатая зубчатая передача работает следующим образом.
При вращении вала 1 вал 4 может еть две разные скорости вращения зависимости от того, какое колесо (колесо 5 или шестерня 6) соединено ерез сцепную муфту (7 или 8) с ва» ом 4. Переключение передачи с одной
Ыа другую скорости осуществляется
4ерез промежуточную передачу из эл липтических зубчатых колес 10 и 11.
Так, если включена сцепная муфта 8
Й крутящий момент передается с вала
1 на вал 4 через зубчатые колеса 2 и 5, то переключение на промежуточI
20 ную передачу осуществляется в момент, когда окружные скорости зубчатых колес 5 и 11 равны между собой, посредством отключения сцепной муфты 8 и включения сцепной муфты 9. Ведомый вал 4 начинает вращаться с переменной скоростью. В момент, когда окружение скорости зубчатых колес
11 и 5 сравняются, происходит отключение сцепкой муфты 9 и включение сцепной муфты 7, т.е. включается передача, в которой крутящий момент передается с вала 1 на вал 4 через зубчатые колеса 3 и 5 с другой постоянной скоростью. Переключение передачи на первоначальную скорость производится в обратной последовательности.
Таким образом, предлагаемая зубчатая передача позволяет производить плавное переключение передач за счет промежуточной передачи, обеспечивая синхронность вращения зубчатых колес °
Формула изобретения
Двухступенчатая зубчатая передача, содержащая ведущий вал с зубчатым колесом и шестерней и ведомый вал с
30 зубчатым колесом, шестерней и сцепными муфтами для связи последних с валом, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения плавного переключения передачи на ходу она 3 I
Р снабжена размещенными на ведущем валу жестко и на ведомом валу посредством сцепной муфты двумя одинаковыми эллиптическими зубчатыми колесами, фокусы которых расположеных так, 40 что минимальное расстояние от фокуса до зубчатого венца равно радиусу шестерни, а максимальное расстояние— радиусу зубчатого колеса, фокусы эллиптических зубчатых колес располо45 жены на осях валов, диаметры зубчатых колес равны между собой, диаметры шестерен также равны между собой.
1518598
Составитель М.Радугин
Техред Л.Олийнык Корректор В. Кабаций
Редактор T.Парфенова
Заказ 6589/42 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101


